Содержание и методика занятий по трудовому обучению в специальных дошкольных учреждениях

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Содержание и методика занятий по трудовому обучению в специальных дошкольных учреждениях

Страница 11

В соответствии с разработанной моделью учитывались возрастные возможности саморегуляции интеллектуальной деятельности шестилетних детей в условиях группового занятия, подчиненного общей учебной цели. Ребенок должен был принять задание взрослого, содержащее ряд правил, и подчинить ему свою деятельность в отведенном временном интервале.

Задание состояло в следующем. На альбомном листе, расчерченном в крупную линейку, надо было в течение 5 мин рисовать карандашом системы палочек и кружочков, соблюдая при этом четыре правила:

1) рисовать палочки и черточки в определенной последовательности - чередуя;

2) не выходить за границы листа;

3) правильно переносить системы знаков с одной строки на другую;

4) рисовать на каждой строчке.

В соответствии с общим замыслом методики были разработаны следующие оценочные критерии степени сформированности действий самоконтроля на основных этапах интеллектуальной деятельности детей:

1) степень полноты принятия задания — ребенок принимает задание во всех компонентах; принимает частично; не принимает совсем;

2) степень полноты сохранения задания до конца занятия — ребенок сохраняет задание во всех компонентах; сохраняет лишь отдельные его компоненты; полностью теряет задание;

3) качество самоконтроля по ходу выполнения задания — характер ошибок, допускаемых ребенком; замечает ли он свои ошибки; исправляет или не исправляет их;

4) качество самоконтроля при оценке результата деятельности — ребенок старается еще раз основательно проверить работу и проверяет ее; ограничивается беглым просмотром; вообще не просматривает, а отдает ее взрослому сразу же по окончании.

Разрабатывая экспериментальную методику, мы руководствовались определенными соображениями. Во-первых, шести-семилетних детей интересует деятельность, похожая по своему характеру на учебную. Во-вторых, к этому возрасту они уже приобретают в детском саду некоторые навыки и умения ориентации на листе бумаги, в тетради. В-третьих, методика позволяет в зависимости от конкретных целей и задач исследования варьировать задания (что и было сделано впоследствии при разработке контрольного эксперимента по результатам специально проведенного обучения). В-четвертых, трудовая деятельность ребенка при выполнении задания осуществляется как на сенсомоторном, так и на интеллектуальном уровне. В-пятых, особенности принятия ребенком того или иного правила, особенности его сохранения на протяжении всего периода занятия, характер ошибок, их исправления, зафиксированные на бумаге, позволяют получить ценные сведения о своеобразии самоконтроля детей на всех основных этапах деятельности. И наконец, методика в известной степени дает возможность судить об уровне готовности каждого ребенка к коллективной деятельности в школе (готовность и умение подчиняться требованиям педагога, обращенным одновременно ко всему детскому коллективу, способность к интеллектуальному и моторному напряжению во имя соблюдения этих требований, качество интеллектуальной и моторной деятельности и др.), а следовательно, позволяет получить определенные сведения об индивидуально-типических особенностях саморегуляции на групповых занятиях и о потенциальных возможностях их становления.

В соответствии с оценочными критериями сформированности действий самоконтроля мы выделили пять уровней сформированности саморегуляции в трудовой деятельности детей (в направлении от высшего к низшему). Уровни служили целям количественной и качественной оценки сформированности саморегуляции. Кратко опишем их.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Педагогические заметки:

Учебник как основное средство использования наглядности при обучении русскому языку
Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д. Средства обучени ...

Психологические основы творчества личности
Творческая личность, творческий человек, творец - эти слова очень часто употребляются не только в научной среде, в учебном процессе, но и в бытовой лексике. Это понятие небезразлично для каждого из нас, в какой-то мере оно применимо к каждому из нас. Родители и учителя хотят видеть в своих детях, в ...

Современные игрушки как фактор, влияющий на особенности современного детства
Игрушка — обязательный спутник детских игр. Она отвечает за потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru