Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта

Успешное формирование личности может осуществляться только на основе разумно организованного соединения воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Представители педагогической мысли (Ушинский К.Д., Макаренко А.С. и др.) видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Подготовка к труду, являясь одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием, направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; она обеспечивает наиболее полную интеграцию лиц с недоразвитием интеллекта в общество, способствует улучшению их морально–психологического состояния и предоставляет им возможность наряду со всеми членами общества жить полноценной активной жизнью.

В работах Л.П. Носковой, О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой, А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой и других авторов, исследовавших вопросы трудового воспитания детей с недоразвитием интеллекта, отмечается, что педагогически правильно организованное трудовое обучение и воспитание является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности старших дошкольников.

У подавляющего большинства умственно отсталых дошкольников могут быть сформированы автоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленно. Отсюда вытекает необходимость значительного увеличения приемов и методов, применяемых в трудовом обучении детей с недоразвитием интеллекта. Таким образом, проблему возможностей успешного формирования трудовых умений и навыков у детей с недоразвитием интеллекта можно считать малоразработанной. А между тем известно, что одна из центральных задач специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений - подготовка дошкольников к обучению в школе, к участию в посильном труде. Следовательно, система педагогической коррекции в процессе алгоритмизации трудовой деятельности у дошкольников с недоразвитием интеллекта способствует успешному формированию трудовых умений и навыков у детей этой категории.

Исходя из вышеизложенного, целью исследования является изучение системы трудового воспитания старших дошкольников с нарушениями интеллекта и предложение мер по ее совершенствованию.

Изложенная цель предопределяет необходимость решения следующих задач:

охарактеризовать роль трудового воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста;

рассмотреть систему трудового воспитания нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии дошкольного возраста;

проанализировать особенности и уровень сформированности трудовых умений и навыков у старших дошкольников с нарушениями интеллекта;

выявить направления совершенствования методики проведения занятий по ручному труду в специальных детских садах.

Объект исследования - трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта.

Предмет исследования – методика проведения занятий по ручному труду в специальном детском саду.

Информационную основу работы составила специальная литература по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных авторов, публикации педагогической тематики.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение за трудовой деятельностью детей, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Исходя из знания особенностей развития дошкольника с нарушениями интеллекта и первичного анализа методики проведения занятий по ручному труду в общих и специальных дошкольных учреждениях, была сформулирована гипотеза исследования. Включение в занятия по ручному труду системы специальных заданий и упражнений, способствующих развитию усидчивости, внимательности; заданий, направленных на развитие мелкой моторики, глазомера, будут способствовать развитию положительных качеств личности воспитанников и корректировать умственное развитие детей.

Педагогические заметки:

Применение интерактивных методов на уроке зарубежной литературы
Каким же образом нужно строить учебу, чтобы процесс познания стал интересным для учеников? Один из путей является внедрением в педагогическую практику интерактивных методов. Они способствуют не только получению знаний, но и еще в большей степени, навыков, умений. Важны не поиск единственно правильн ...

Значение трудового воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста
Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие старших дошкольников в труде является действенным фактором взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба детей, трудовые умения и закалка потребу ...

Пути взаимодействия и взаимоподдержки воспитательных систем в становлении и развитии личности учащегося
Значительно расширяет представление об учащихся постоянное изучение их семей. При изучении семей следует выявить те моменты, которые непосредственно влияют на процесс воспитания детей. Формы изучения семей могут быть разными – посещение родителей на дому, анкетные опросы, сочинения учащихся, диспут ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru