Содержание и методика занятий по трудовому обучению в специальных дошкольных учреждениях

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Содержание и методика занятий по трудовому обучению в специальных дошкольных учреждениях

Страница 15

Эти дети уверенно оценивали результат своего труда, ибо им с самого начала были понятны принципы выполнения задания. Сличение полученного результата с заданным образцом они производили через посредство выделенных и осознанных ими правил комбинации фигур, "внутренним взором".

Правда, мы имели возможность зафиксировать немногочисленные случаи работы детей и более "затяжным" способом: в момент инструктирования они вербализовывали лишь цель задания, не создавая конкретной программы деятельности по отношению к способам деятельности. В этих случаях они вначале действовали неправильно. Однако, сравнив полученный результат с образцом и убедившись в том, что задание выполнено неправильно, ребенок создавал новую программу деятельности на основе только что установленных и вербализованных правил, относящихся к способам его выполнения. Далее он уже быстро, уверенно и правильно выполнял задание, давая адекватный вербальный отчет о правилах деятельности, а также делал адекватную оценку полученного им результата.

Несколько иначе проявляла свою активность другая группа детей, выполнившая задание на 1 уровне с более низкой результативностью. Было зафиксировано два варианта его выполнения.

1. Ребенок, не проявив достаточной собранности и организованности на этапе ориентировки в задании, не создает конкретной программы деятельности, относящейся к способам ее реализации. Он спешит начать действия, руководствуясь общей целью — сложить елочку. Нужного результата не достигает, но самостоятельно этого не осознает, ибо по своей инициативе не производит сравнения сделанного с образцом. Сравнивать начинает лишь после побуждения взрослого. Далее он устраняет допущенные ошибки, самостоятельно и развернуто формулирует правила выкладывания фигур.

2. Ребенок ведет себя на этапе ориентировки в задании и по ходу работы точно так же, как и в первом случае, т. е. нуждается в некоторой помощи в организации мысли и действий со стороны взрослого, некотором сдерживании импульсивности. Но в отличие от первого даже в результате помощи по организации действий и достижении положительного результата по ходу работы ребенок самостоятельно и развернуто не формулирует правила выкладывания фигур: "Я правильно положил фигурки, потому что ничего не забыл", "Потому что так же красиво сделал, как и здесь" и т. п. Обязательно нужен был вопрос взрослого, побуждающий ребенка к осмысливанию правил выполнения задания ("Расскажи, как нужно делать такую елочку?").

Эти особенности выполнения задания свидетельствуют уже не только о недостаточной сформированности у детей действий самоконтроля и самооценки, но и о несколько затрудненных процессах вербализации правил задания и программирования предстоящей деятельности на их основе.

На 2 уровне оказалась часть испытуемых экспериментальной группы — 43,2%. Все они не достигли заданного результата, но этого не осознавали. В процессе эксперимента наблюдались следующие характерные для этого уровня варианты выполнения задания.

1. На этапе ориентировки в задании ребенок вербализует как общую цель деятельности, так и правила, относящиеся к способам ее реализации. Однако он не достигает заданного результата — выкладывает фигурки в неправильной последовательности, ошибок не замечает и не исправляет. Побуждение взрослого к сравнению полученного им результата с образцом не приводит к успеху. Ребенок утверждает, что работу выполнил правильно, "как здесь". Доказательством того, что он уже на этапе ориентировки вербализовал общую цель и принцип деятельности, служит его словесный отчет: "Сверху я положил самый маленький треугольник, потом побольше, потом еще побольше. Внизу столбик".

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Педагогические заметки:

Теоретико-методологические предпосылки развития профессиональной компетентности педагога в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Понятие и классификация профессиональной компетентности педагога Понятие компетенции - 1) обладающий знаниями, осведомленность в какой-либо области; 2) осведомленность, авторитетность, является признанным знатоком; 3) обладающий компетенцией, полноправный». 4) обладание основательными знаниями, хор ...

Социально-педагогические условия эффективности патриотического воспитания
Любая педагогическая система должна соответствовать условиям, в которых она функционирует. По мнению А.С. Макаренко, "никакое средство педагогическое, даже общепринятое… не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях будет самым плохим". Поэто ...

Функции педагогической науки в медицинском образовании
Функциями (задачами) современной педагогики является научить студента проводить научное исследование (методика и техника социологического исследования), используя, в частности, такой приём, как учебное исследование, и развить умение доходчиво и ясно доносить до аудитории результаты своего научного ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru