Литература - это искусство, к которому нужно уметь подойти

Страница 1

Литература - уникальный вид искусства, и ни один видеофильм или компьютерная игра не заменит общения с книгой. Учеников необходимо учить любить художественное слово, ценить искусство.

Как сформировать читательскую активность? Как развить у учеников качества настоящих читателей, умения видеть и ценить не только внешнюю остроту сюжета, но и красоту художественного слова, своеобразие разных родов и жанров литературы, выразительных средств.

Нужно постепенно переходить от формирования у детей непосредственного интереса к литературе, к умению самостоятельно искать ту или другую информацию в дополнительной литературе, делать сообщение в классе, готовить самостоятельно выразительное чтение, перевод, инсценизирует произведения, составлять вопрос к тексту.

Ученые-словесники обращают внимание на то, что элемент поиска особенно присутствует в деятельности школьников при изученные художественных произведений. Он является неотъемлемой частью на уроках литературы, так как помогает ученикам проникать в сложный художественный мир образов или спрятано от поверхностного взгляда читателя глубинное содержание произведения. Поисковая деятельность учеников способствует, в первую очередь, возникновению интереса и внимания учеников к языку художественных текстов, к настоящему пониманию и оценке жизни, которая показывает писатель, а главное - учит задумываться над определенными литературными фактами, событиями, постигать художественную неповторимость литературного произведения, ценить мастерство писателя.

Самостоятельная деятельность учеников может иметь разнообразный характер: от наблюдения учеников над особенностями языка, к самостоятельной оценке и выводам о произведении.

Самостоятельную деятельность делят на репродуктивную (воссоздание), репродуктивно творческую, творческую.

При работе над художественным произведением к репродуктивной следует отнести такую самостоятельную работу учеников, как воссоздание содержания прочитанного, ответ выясняет, насколько понятны детям отдельные факты, сцены, события, описанные в произведении.

Репродуктивно творческой самостоятельная работа становится тогда, когда рядом с воссозданием, ученики находят новые стороны, качества изображенных писателем характеров, явлений, устанавливают связки между ними, объясняют причины поведения героев и событий, которые происходят.

Творческой является такая работа, когда ученики самостоятельно сравнивают персонажей одного или несколько литературных произведений, сопоставляют события, факты, дают им собственную оценку, делают выводы и обобщения.

Таким образом, достижение наивысшего уровня самостоятельной деятельности - творческого - возможно лишь при условии правильной организации всей поисковой деятельности учеников.

При этом следует помнить, эффективность самостоятельной работы будет зависеть от нарастания в познавательной деятельности учеников творческих элементов. Потому самостоятельной работой учеников нужно грамотно руководить. Прежде всего, следует учитывать вековые и психологические особенности учеников. Они взрослеют не только физически, но и внутренне, потому и уроки зарубежной литературы должны стать новым шагом до роста учеников, как личностей.

В связи с этим в 5 - 8 классах преимущество предоставляют проблемно поисковым методам развития, кроме эмоций, исследовательских навыков, художественного мышления, умения характеризовать литературного героя, давать полный развернутый ответ на поставленный вопрос, оценивать черты и поступки персонажей и тому подобное.

Нужно учить учеников осознавать, в чем заключается их самобытность. Вопрос „почему” и „як” является ступеньками до формирования читательской культуры, без которой невозможно развитие творческой личности.

Культуре чтения, его „технике” Максим Горький в свое время предоставлял большого значения и считал их развитие необходимым условием повышения идейного и эмоционального влияния литературного произведения на читателя.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Педагогическая концепция
И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широку ...

Образование России и тенденции мирового развития
Под системой общего образования понимается сово­купность учреждений дошкольного воспитания, общеобра­зовательных школ, школ-интернатов, детских домов, уч­реждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования. Принципы построения сис ...

Методы воспитания творческой активности детей дошкольного возраста
На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предполагает создание детьми выразительного образа доступными им ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru