Литература - это искусство, к которому нужно уметь подойти

Страница 1

Литература - уникальный вид искусства, и ни один видеофильм или компьютерная игра не заменит общения с книгой. Учеников необходимо учить любить художественное слово, ценить искусство.

Как сформировать читательскую активность? Как развить у учеников качества настоящих читателей, умения видеть и ценить не только внешнюю остроту сюжета, но и красоту художественного слова, своеобразие разных родов и жанров литературы, выразительных средств.

Нужно постепенно переходить от формирования у детей непосредственного интереса к литературе, к умению самостоятельно искать ту или другую информацию в дополнительной литературе, делать сообщение в классе, готовить самостоятельно выразительное чтение, перевод, инсценизирует произведения, составлять вопрос к тексту.

Ученые-словесники обращают внимание на то, что элемент поиска особенно присутствует в деятельности школьников при изученные художественных произведений. Он является неотъемлемой частью на уроках литературы, так как помогает ученикам проникать в сложный художественный мир образов или спрятано от поверхностного взгляда читателя глубинное содержание произведения. Поисковая деятельность учеников способствует, в первую очередь, возникновению интереса и внимания учеников к языку художественных текстов, к настоящему пониманию и оценке жизни, которая показывает писатель, а главное - учит задумываться над определенными литературными фактами, событиями, постигать художественную неповторимость литературного произведения, ценить мастерство писателя.

Самостоятельная деятельность учеников может иметь разнообразный характер: от наблюдения учеников над особенностями языка, к самостоятельной оценке и выводам о произведении.

Самостоятельную деятельность делят на репродуктивную (воссоздание), репродуктивно творческую, творческую.

При работе над художественным произведением к репродуктивной следует отнести такую самостоятельную работу учеников, как воссоздание содержания прочитанного, ответ выясняет, насколько понятны детям отдельные факты, сцены, события, описанные в произведении.

Репродуктивно творческой самостоятельная работа становится тогда, когда рядом с воссозданием, ученики находят новые стороны, качества изображенных писателем характеров, явлений, устанавливают связки между ними, объясняют причины поведения героев и событий, которые происходят.

Творческой является такая работа, когда ученики самостоятельно сравнивают персонажей одного или несколько литературных произведений, сопоставляют события, факты, дают им собственную оценку, делают выводы и обобщения.

Таким образом, достижение наивысшего уровня самостоятельной деятельности - творческого - возможно лишь при условии правильной организации всей поисковой деятельности учеников.

При этом следует помнить, эффективность самостоятельной работы будет зависеть от нарастания в познавательной деятельности учеников творческих элементов. Потому самостоятельной работой учеников нужно грамотно руководить. Прежде всего, следует учитывать вековые и психологические особенности учеников. Они взрослеют не только физически, но и внутренне, потому и уроки зарубежной литературы должны стать новым шагом до роста учеников, как личностей.

В связи с этим в 5 - 8 классах преимущество предоставляют проблемно поисковым методам развития, кроме эмоций, исследовательских навыков, художественного мышления, умения характеризовать литературного героя, давать полный развернутый ответ на поставленный вопрос, оценивать черты и поступки персонажей и тому подобное.

Нужно учить учеников осознавать, в чем заключается их самобытность. Вопрос „почему” и „як” является ступеньками до формирования читательской культуры, без которой невозможно развитие творческой личности.

Культуре чтения, его „технике” Максим Горький в свое время предоставлял большого значения и считал их развитие необходимым условием повышения идейного и эмоционального влияния литературного произведения на читателя.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Категория цели воспитания в педагогике
Профессиональная деятельность педагога, как любая человеческая деятельность, предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала, эта работа может быть классифицирована лишь как некоторая активность, как совокупность де ...

Функции игры
Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции: Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие. В процессе учения иностранного языка приходится запоминать много новых слов, учиться воспринимать иноязычную речь ...

Интеллектуальные игры в обучении старшекласников
Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учёными различных направлений науки на протяжении многих сотен лет. До сих пор в теории и практике существуют полярные точки зрения – от полного отрицания содержания воспитательной роли в игровой деятельности до крайнего её преувеличения ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru