О вербализации детьми правил задания мы судили как по производимым ими практическим действиям, так и по словесному отчету о них в процессе специальной беседы в конце занятия. В беседе выясняли также, соотносит ли ребенок достигнутый результат деятельности с образцом и как он это делает.
Задание. Выкладывание елочки
Ребенку показывается елочка, составленная из наклеенных на лист писчей бумаги трех треугольников зеленого цвета и разной величины (большой — 32 см2, средний — 16 см2, маленький — 8 см2), "посаженных на ствол" — коричневый прямоугольник. Фигурки наклеены при соблюдении следующих правил, о которых ребенку специально не говорится: 1) каждой фигурке отведено строго определенное место; 2) "ствол"-прямоугольник служит елочке основанием; 3) в направлении от ствола к верхушке треугольники наклеены в убывающей величине; 4) в направлении от верхушки к стволу — в нарастающей величине.
Ребенку говорится: "Рассмотри хорошенько, как составлена эта елочка, и сделай (составь) на этом листе бумаги точно такую же елочку. Вот тебе фигурки и листок бумаги".
Составить елочку ребенок должен при обстоятельствах, несколько затрудняющих его действия: ему намеренно предлагали два набора фигурок, каждый из которых был идентичен наклеенному на лист, а сложить нужно было только одну елочку: "Выбери из этих фигурок подходящие, такие, как здесь, и делай",— говорили ему.
По окончании работы ребенку задавали следующие вопросы:
1) Тебе нравится твоя работа? 2) А почему она тебе нравится (не нравится)? 3) У тебя получилась точно такая же елочка? 4) Почему ты так считаешь? 5) Расскажи, как нужно делать такую елочку: какие нужно соблюдать правила при этом?
По содержанию и предъявленным к ребенку требованиям задание вполне по силам нормально развивающимся детям 4—5 лет. Мы полагали, что у полноценно развивающихся шестилетних детей оно не вызовет затруднений. В экспериментальной ситуации особый интерес представляли шестилетние дети с нарушениями интеллекта.
Обратимся к полученным фактам. Результаты распределения испытуемых по уровням овладения общей структурой трудовой деятельности при выполнении задания представлены на рис. 2.9.
Воспитанники экспериментальной группы |
Воспитанники контрольной группы |
Рис.2.9. Результаты распределения испытуемых по уровням овладения общей структурой трудовой деятельности при выполнении задания
Воспитанники экспериментальной группы показали следующие результаты: на 1 уровне выполнили задание 43,2%; 21,3% испытуемых показали 3 уровень; 2 уровень вобрал в себя 35,5%. Следовательно, в общей сложности 56,8% испытуемых этой группы при выполнении задания показали в основном реактивный стиль поведения.
Многие дети работали уверенно и непринужденно. В момент инструктирования они очень быстро, можно сказать, незаметно для стороннего наблюдателя (складывалось такое впечатление, что ребенок даже не задержал взгляда на образце), ориентировались в задании, правильно программировали свою деятельность на основе вербализации не только общей ее цели, но и способов выполнения. Как только разрешались практические действия, они совершенно точно брали только те фигурки, которые были нужны. Интересно и то, что они к любой фигуре, взятой первой (например, к средней по величине), зрительно находили подходящую, причем подходящую и снизу, и сверху одновременно. Больше того, дети одномоментно, опираясь только на зрительное восприятие, соотносили по величине все лежащие перед ними фигурки.
Педагогические заметки:
Повышение художественных знаний и практических
умений
Профессиональная и общекультурная подготовка, полученная в педагогическом училище,— основа, которую в последующем необходимо обогащать знаниями в области искусства, умениями и навыками в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. Важно углублять знания и по методике руководства изобразительной ...
Описания технологии опыта
Ведущей идеей моего педагогического опыта является развитие творческой, поисковой, исследовательской деятельности учащихся. Использую проблемное обучение, я учитываю готовность учащихся к восприятию проблемного материала, общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обуч ...
Методика эстетического воспитания в ВУЗе
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и молодого человека по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во ...