Все занятия были успешно проведены и дали хорошие результаты, но для повышения уровня развития изобразительных знаний, умений и навыков, а также и для успешного усвоения материала велась работа вне занятий. Большое внимание уделяли знакомству с самим художественным произведением. Сказку рассказывали несколько раз, причем каждый раз старались преподнести ее по-новому. Например, сначала рассказывали сказку и рассматривали иллюстрации к ней, а затем показывали диафильмы или прослушивали сказку в грамзаписи и на аудиокассетах. Это способствовало формированию у детей не только ясных и четких представлений, но и помогало глубже почувствовать и понять средства выразительности, используемые для передачи образа.
Такая форма работы очень помогала при проведении занятий, так как у детей было достаточно знаний в сфере русских народных сказках для получения успешных результатов в работах детей.
Первым занятием на формирующем этапе эксперимента, конечно же, предлагались сказки хорошо знакомые детям, например: «Колобок», «Курочка Ряба», а затем сказки из программы старшей и подготовительной групп «Иван-царевич и Серый волк», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.д.
На серии занятий предложенных детям, мы постарались ознакомить их с особенностями средств выразительности, с линией контурной как средством выразительности, цветом – как средством выразительности; закрепили знания об особенностях сказки как фольклорного жанра.
На занятиях были поставлены следующие задачи:
1. Вызвать интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения искусства;
2. Познакомить детей с различными средствами выразительности (цвет, композиция, движение, линия);
3. Подвести к пониманию такого средства выразительности сюжетного рисования, как композиционные отношения;
4. Учить детей передавать выразительные образы;
5. Закреплять технические навыки и умения.
Самая главная задача, на этапе формирующего эксперимента – это развитие изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании, через сказочные образы.
Для того, чтобы вызвать интерес к занятиям, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, использовались различные дидактические игры (см. перспективный план) и такие как:
«Найди жанр сказки»
Цель: закреплять знания о сказочно-былинном жанре, находить его среди других жанров (портрет, натюрморт, пейзаж, анималистика). Обосновать свой выбор, рассказывать о содержании картины, героях, их характерах.
«Добрые и злые герои»
Цель: учить классифицировать сказочных героев по принципам: добрые и злые, глупые и умные, смешные и страшные. Находить героев по заданной теме, обосновать свой выбор.
«Выставка картин»
Цель: оформить выставку из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру.
«Узнай, какой художник меня нарисовал?»
Цель: закрепить у детей представления об особенностях средств выразительности, используемых художниками Ю.А. Васнецовым, Е.А. Чарушиным.
На занятиях большое внимание уделялось рассматривания иллюстраций.
При рассматривании иллюстраций главной задачей было научить детей понимать их содержание, а затем выделять средства выразительности, используемые художниками при создании образа. Чтобы подчеркнуть эти средства выразительности, предлагали детям иллюстрации к одной и той же сказке, но выполненные разными художниками.
Во время работы над иллюстрациями особенно тщательно продумывали последовательность постановки вопросов, причем в одних случаях обращали внимание детей на цветовое решение, в других – на приемы передачи характерных предметов, в третьих – на композиционные решения и т.д.
Педагогические заметки:
Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с
нарушениями интеллекта
Основными компонентами трудовой деятельности являются общетрудовые и двигательные умения, работоспособность. Установлено, что для самостоятельного выполнения задания необходимы умения ориентироваться в задании, планировать ход предстоящей работы, осуществлять текущий и заключительный самоконтроль. ...
Методика развития общей выносливости учащихся 6-х классов
общеобразовательной школы
В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента учащихся, условиями проведения занятий определяется содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий. Высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке достига ...
Из истории использования
искусства для обучения и лечения
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании ...