Всем известно, что дети очень любят рисовать. Они рисуют все, и каждый их рисунок по-своему уникален и дорог.
Так что же представляет собой детский рисунок? Чем он привлекает нас взрослых, и что мы ценим в нем?
Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцом искусства).
Что обычно поражает в детском рисунке?
Конечно, не форма и способы, а умение, используя минимум средств, передать свое состояние.
Многие педагоги, такие как Т. С. Комарова и Н. П. Сакулина выделяют и другое достоинство рисунка — его содержательность. Даже рисунок самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором живет малыш. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле. В рисунках старших дошкольников — все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.
Еще одно ценное качество детского рисунка — смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Для маленького ребенка нет ничего невозможного.
А ведь риск, способность к риску, смелость — непременное условие и характеристика творческой личности. К сожалению, ребенок растет и на смену смелости приходит осторожность
Гуманизм, оптимизм содержание детского рисунка — показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребенок как бы изначально несет в себе многие лучшие черты человечества, те общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых решениях, мифах, легендах, сказках. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.
Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидания только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, но в то же время и немного печалит осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира.
Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно потому их можно назвать выразительными. Выразительность — главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника по средствам разнообразных приемах передавать человеческие эмоции. Стиль художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.
Выразительность детского рисунка
— это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отраженного предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Как же удается ребенку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует? И, самое главное, как научить добиваться выразительности своих рисунков?
В своих научных исследованиях Е. А. Флерина, Н. Б. Халезова, О. О. Дронова выделяют выразительность, как показатель творчества, характеризующий количество продукции детской художественной деятельности.
Таким образом, тема
«Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию» является актуальной.
В ходе исследования была поставлена следующая проблема,
какими средствами достигается выразительность в детских рисунках. Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:
1.
Дать характеристику детского рисунка в научной и методической литературе.
2.
Раскрыть особенности образной выразительности в рисунках детей, средства развития выразительности в процессе обучения сюжетному рисованию.
3.
Сделать анализ программ ДОУ по использованию средств выразительности в сюжетном рисовании.
4.
Изучить опыт работы ДОУ по проблеме исследования.
5.
Провести экспериментальную работу по развитию выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием.
Целью
данной учебно-исследовательской работы является обосновать наиболее эффективные средства выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием.
Объектом
был определен процесс развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию, предметом
— средства развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию.
В ходе работы была выдвинута гипотеза
, что развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию будет проходить эффективно если:
1.
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
2.
Предварительно формировать замысел в рисунках, развивая способность чувствовать, видеть, осознавать выразительность образа, замечая неповторимость, оригинальность окружающего мира.
3.
Использовать в процессе работы все средства выразительности (форму, цвет, композицию, колорит и др.)
4.
Работу по развитию выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию необходимо проводить систематично и планомерно.
Для решения проблемы исследования использовались, сложившиеся в педагогике традиционная система методов исследования
:
- теоретические (анализ методической литературы связан с аспектом проблемы);
- эмпирические (беседа, анализ продуктов творческой деятельности дошкольников, педагогические наблюдения, диагностические методики).
Естественно, мы не первые, кого взволновала данная проблема. Многие отечественные и зарубежные ученые, педагоги и психологи занимались исследованиями в это области.
Методическую и теоретическую основу исследования составляют исследования и разработки, Е. А. Флериной, И. П. Сакулиной, Т.С. Комаровой Н.А. Ветлугиной, В.С. Мухиной, Т.И. Пантелеевой, Р. М. Чумичевой, Т.И. Халезовой, О.О. Дроновой, Т.И. Смирновой, Г. Г. Григорьевой.
Педагогические заметки:
Детское
творчество, его основная задача
Детское творчество присутствует в нашей действительности повсюду: на асфальте улиц, на заборах, на стенах домов; работы детей хранят в школах, семьях и музеях, их печатают в книжках и журналах. Многие люди, давно простившиеся со своим детством, сберегают их в своих личных архивах. Кто бывал на выст ...
Формирование в учеников критически мыслить
Учителю всегда следует помнить, что он работает не в каком-то вневременном, абстрактном пространстве, а в конкретной социальной среде, которая сложилась исторически. И потому ему постоянно следует согласовывать свою педагогическую деятельность с характером этой среды, его закономерностями, вызовами ...
Система методов воспитания в целостном педагогическом процессе
Понятие о методах воспитания. В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, за дачи ...