Исследовательская работа проводилась в средней общеобразовательной школе №11 города Тобольска. В эксперименте участвовали учащиеся 6а класса и преподавателей. Среди них 8 девочек и 9 мальчиков. В качестве контрольной группы выступили подростки общеобразовательной школы в количестве 17 человек.
Цели на этом этапе исследования заключаются в том, чтобы:
1. Выявить реальное состояние применения поощрения и наказания в образовательном процессе.
2. Определить условия, необходимые для обоснованного применения данных методов.
С целью выявления методов поощрения и наказания на эмоциональное состояние учащихся был использован метод анкетирования. Анкета смешанного типа «Поощрение и наказание» содержит вопросы, предложенные отдельно ученикам и учителям. Она была составлена нами и предназначена как для учащихся, так и для учителей. Анкета включает в себя тринадцать вопросов для учеников, и девять для учителей.
В итоге предложенное анкетирование позволит узнать, насколько адекватна частота использования методов, какие меры воздействия преобладают у учителей, а также отношение к самим методам поощрения и наказания учителей и учащихся.
Также нами была использована шкала «Эффективность педагогического стиля» Н.А. Аминова, Н.И. Шелиховой.
Цель: определение индивидуальных различий в саморегуляции учебной деятельности (в установлении и поддержании дидактической коммуникации).
Данная шкала была сконструирована студентами педагогических школ. Основой для создания шкалы послужила эмпирическая классификация методов поощрения, предложенная Паулом Массеном и др.
Шкала состоит из 24 утверждений, связанных попарно (1-2, 3-4 и т. д.) и формулы шкалирования. Испытуемому предлагается, прочитав утверждения, оценить по девятибалльной шкале, насколько верно они отражают его представления об эффективном стиле педагогического воздействия.
В бланке ответов, напротив номера утверждения, необходимо поставить цифру, соответствующую выбранному варианту ответа. Предлагается 9 вариантов ответов: «+ 4» - да, несомненно (очень сильное согласие), «+ 3» - да верно (сильное согласие), «+2» – в общем, да (среднее согласие), «+1» – скорее да, чем нет (слабое согласие), «0» – ни да, ни нет, «- 1» – скорее нет, чем да (слабое несогласие), «-2» - в общем, нет (среднее несогласие), «-3» – нет, неверно (сильное несогласие), «-4» – нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Формула шкалирования позволяет обследуемому оценивать каждое утверждение или положительно или отрицательно и выразить более эмоционально степень своего согласия внутри каждой категории.
Таким образом, выводится интерпретация абсолютных и сбалансированных показателей предпочтения эффективных и неэффективных методов поощрения.
Также респондентам была предложена анкета для родителей на тему: «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка» (см. Приложение № 4). Анкета позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения родителей. Всего предлагается пять вопросов.
Педагогические заметки:
Инновационные процессы в образовании
Выясним смысл понятий «педагогическая система» и «нововведения в педагогической системе». Педагогический процесс, как мы уже знаем, протекает в педагогической системе. Педагогическая система (ПС) — это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (н ...
Система работы по развитию речевых умений посредствам методов проектов
На основе анализа проведенного констатирующего эксперимента нами был разработан план и проведен формирующий эксперимент, который был проведен во время непрерывной преддипломной практики в средней общеобразовательной школы №3 г. Ростова-на-Дону. В эксперименте участвовала группа учащихся 6 «Б» класс ...
Знакомство дошкольников с родным городом
Возрастает интерес к себе, все чаще ребенок сравнивает свои достижения с другими. Представления малыша о себе и отношение к другим основываются главным образом на успехах деятельности (предметной и др.). общении, оценке и главное — эмоциональном отношении к нему со стороны взрослых («Молодец, Сашен ...