Содержание и методика занятий по трудовому обучению в специальных дошкольных учреждениях

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Содержание и методика занятий по трудовому обучению в специальных дошкольных учреждениях

Страница 19

В диапазоне выделенных уровней овладения структурой трудовой деятельности, начиная с 1-го, можно говорить о наличии у детей неблагоприятных субъективных предпосылок к саморазвитию на трудовых занятиях, обычных для дошкольного учреждения. В этих же условиях для детей, находящихся на 2, 3 уровнях, трудовые занятия тем более не могут быть развивающими, не могут не сдерживать или даже не направлять вспять процесс формирования у них общей способности к учению.

Учитывая конкретные особенности овладения детьми структурой трудовой деятельности на том или ином уровне, а также ближайшие потенциальные возможности овладения ею, можно более или менее точно определить область педагогического влияния на формирование у них способности учиться, спланировать пути и средства групповых и индивидуальных занятий. При разработке программы и определении конкретных средств коррекционно-педагогической работы с детьми, безусловно, необходимо учитывать состояние их здоровья, характер нарушения психического развития, условия воспитания в семье и общественном учреждении до момента обследования.

Таким образом, овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, при этом сами предметные действия становятся для ребенка общественно значимыми Овладение навыками самообслуживания обеспечивает детям известную бытовую самостоятельность — ребенок без помощи взрослого может одеться, раздеться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть. В дальнейшем детей учат посильному бытовому труду, уборке игрового уголка, дежурству по столовой и в уголке природы, уходу за животными, труду на участке и т.д. Введение элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении ребенком опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия и логической последовательности действий.

Трудовое воспитание в специальных дошкольных учреждениях ведется в двух направлениях. С одной стороны, детей знакомят с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитывают уважение к труду взрослых. С другой стороны, трудовое воспитание ведется в процессе практической деятельности детей — при формировании навыков самообслуживания, на занятиях ручным трудом, хозяйственно-бытовым трудом и трудом на участке при детском саду.

Воспитание трудовых навыков проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях Во всех видах труда дети приобретают определенные навыки и умения, овладевают предметными и орудийными действиями, что, в свою очередь, способствует развитию восприятия и мышления.

В процессе занятий по труду дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции Действия по словесной инструкции, сначала очень простой и короткой, а затем все более развернутой, помогают развитию у детей словесной регуляции деятельности.

Формирование представлений о труде взрослых проводится в ходе каждодневных наблюдений и в процессе занятий по ознакомлению с окружающим

Огромную помощь в понимании значения труда, в усвоении знаний о людях разных профессий оказывает игра, в которой дети под руководством педагогов обыгрывают полученные во время наблюдений впечатления, поочередно выполняя различные роли.

Формирование представлений о труде взрослых проводится также в процессе ознакомления детей с художественными произведениями. Представления уточняются с помощью дидактических и ролевых игр.

Обучение труду играет огромную роль во всем психическом развитии ребенка, в его умственном и нравственном воспитании.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20

Педагогические заметки:

Общее понятие патриотизма
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижа ...

Критерии личностной эффективности начальной профессиональной подготовки старшеклассников
Личностная приспособленность как интраперсональный коррелят социально-психологической адаптированности (интегрированности). Характерной психологической чертой раннего юношеского возраста является переживание развивающейся личностью кризиса идентичности. Последний приобретает особую актуальность в и ...

Сущность патриотического воспитания
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователя ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru