С целью определения сформированности уровня ПИ учащихся к урокам русского языка, как следствие использования различных видов наглядности на уроках, нами был проведён констатирующий эксперимент.
Контрольный эксперимент проводился с использованием методики анкетирования по определению изменения отношения учащихся к русскому языку и с использованием тестирования на уровень сформированности знаний, умений и навыков по изучаемому материалу.
Тест по проверки сформированности знаний, умений, навыков учащихся во 2 «Д» классе на экспериментальной группе из 12 человек, состоял из 6 вопросов из которых;
-2 вопроса с использованием сюжетных иллюстраций;
-2 вопроса с использованием табличного материала;
-в 2-ух вопросах не применялся наглядный материал.
В первом задании задача состояла в том, чтобы логически соотнеся слова по парам, составить с этими словосочетаниями предложения. На доске был зафиксирован образец
Лес тёмный.
Я бежал по тёмному лесу.
Следует заметить, что образец наглядно продемонстрировал работу, которая должна быть выполнена, тем самым учащиеся моментально приступили к работе. В ходе подсчётов результатов по первому заданию из 12 учащихся, всего 2 человека-16 % допустили ошибки в соотнесении слов, но составили свои предложения по образцу.
2.Следующее задание было направлено на выявление такого фактора как, изменится ли качество выполнения задания без использования наглядного материала. Учащимся было предложено по теме «Кактус» описать данное растание по памяти в 3-х, 4-х предложениях. В процессе выполнения этого задания от Ани С. поступил такой вопрос: «А может ли кактус иметь коричневый цвет?» Саша Темчурин спросил о размере данного растения. Это задание экспериментальная группа выполняла 5 минут, в отличие от предыдущего, выполненного качественней и за 3 минуты. В ходе подсчётов результатов из 12 учащихся, 2 человека-16 % неверно выполнили задание, 8%-1 человек допустили неточности в описании, остальные 83 % выполнили задание верно.
3.Задание «Вставить глаголы по смыслу с использованием дидактического материала, а именно сюжетные картинки предметов, выполняющих определённое действие (часы, туча, собор).» было направлено на составления наглядного действия для заполнения текстовых заданий. В процессе этого задания мы чётко определяли иллюстрации и учащиеся в индивидуальной форме записывали свой вариант ответа в форме действия. В основной массе действия были определены верно: часы стоят на столе, туча плывёт по небу. Перед заполнением последнего предложения мы провели беседу о том, что в современном обществе исторические памятники являются и восхвалением красоты. Это и послужило верному определению действия: собор украшает город. Из 12 учащихся 2 человека-16 % допустили неточности, остальные 84%- выполнили верно.
4.На следующем этапе задания нами были продемонстрированы иллюстрации, а учащимся необходимо было записывать слова, соответствующее иллюстративному материалу. В данной работе наглядный материал опирался на визуальный образ , на основные критерии ПИ: эмоциональную стабильность, сосредоточенность внимания, интеллектуальные способности. Это задание проходило в форме показ-запись. В процессе этого задания выявлялись орфографические умения с опорой на наглядный материал. Ошибок не было, так как слова были знакомы и понятны.
Педагогические заметки:
Анализ взаимосвязи сформированности неречевых и речевых функций у детей
изучаемой группы
Речевые и неречевые функции имеют тесную взаимосвязь. По данным М.И. Кольцовой морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторной и речевой зон головного мозга и вследс ...
Обзор научной, методической и научно-популярной литературы по теме
исследования
Проанализируем основные научные источники по теории вероятностей и математической статистике и выявим, как отражены в них вопросы, отведенные для изучения в школьном курсе. Число различных определений математической вероятности, предложенное теми или иными авторами научной литературы, очень велико. ...
Основные категории педагогики
Предметом педагогической науки являются три стороны педагогической деятельности - воспитание, образование и обучение. Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и ...