Для простоты и удобства все основные организационные принципы профориентационной работы педагога ДО можно представить в виде таблицы (табл. 1). Чтобы лучше понять сущность каждого принципа, выделяются «золотая середина» (сам принцип) и «крайности», между которыми этот принцип находится. Главная проблема понимания и реализации этого принципа – не доводить принцип до крайности, не извращать его.
Таблица 1. Основные организационные принципы профориентационной работы педагога ДО
Крайности |
«Золотая середина» |
Крайности |
1. Узкая специализация |
1. Многообразие форм и методов работы |
1. Хаос, бессистемность, следование методическим модам |
2. Морализаторство |
2. Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов |
2. Безнравственность |
3. Идеализация предшествующего опыта |
3. Преемственность в работе, сохранение лучших традиций |
3. Отрицание предшествующего опыта |
4. Внутренняя пассивность, ожидание, что кто-то решит ваши проблемы |
4. Самоактивизация, способность искать внутренние резервы в работе |
4. «Самосгорание» на работе, стремление браться за все мыслимые и немыслимые проблемы |
5. Самоизоляция |
5. Профессиональное содружество |
5. Потеря профессионального самоощущения |
6. Пессимизм, отчаяние |
6. Вера в успех, в свои возможности |
6. Излишня самоуверенность |
7. Акцентирование внимания на единичных принципах, без их взаимосвязи друг с другом |
7. Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость |
7. Утеря специфики принципов |
Организационные модели профориентационной помощи
Можно выделить следующие основные организационные варианты профориентационной помощи педагогом ДО:
1. Педагог ДО работает в конкретной школе и обслуживает только учащихся данной школы.
2. Педагог ДО имеет в конкретной школе основную базу (кабинет), но обслуживает несколько близлежащих школ.
3. Педагог ДО работает в специальном психологическом центре (Центре профориентации молодежи, Центре занятости населения или просто – в Психологическом центре). Часто в таких центрах оказывается более специализированная (а иногда и более глубокая) помощь. Но педагог ДО нередко лишен возможности наблюдать за развитием ребенка длительное время. Поэтому в идеале предполагается взаимодействие школьного психолога (профконсультанта) с психологами различных психологических и медико-реабилитационных центров
4. Педагог ДО работает в органах управления образования, где он выступает как куратор (инспектор) по профориентации. Такой куратор координирует профориентационную работу в школах (работу педагогов, учителей труда…).
Педагогические заметки:
История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей в
историческом аспекте
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. Эти понятия обычно воспринимаются как антиподы. Между тем смысловая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, весьма сближаются. ...
Особенности детей с отклонениями в эмоционально-личностном
развитии и поведении
Дети с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении – это дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и прояв ...
Приоритетные направления работы РОМЦ отдела культуры администрации
Алнашского района УР
Районный организационно-методический центр отдела культуры администрации Алнашского района образован в феврале 1997 года и расположен в с.Алнаши в здании РДК по улице Комсомольской. При РОМЦ работают 5 специалистов, из них 3 специалиста с высшим профессиональным образованием по культуре и 2 со спец ...