Для простоты и удобства все основные организационные принципы профориентационной работы педагога ДО можно представить в виде таблицы (табл. 1). Чтобы лучше понять сущность каждого принципа, выделяются «золотая середина» (сам принцип) и «крайности», между которыми этот принцип находится. Главная проблема понимания и реализации этого принципа – не доводить принцип до крайности, не извращать его.
Таблица 1. Основные организационные принципы профориентационной работы педагога ДО
Крайности |
«Золотая середина» |
Крайности |
1. Узкая специализация |
1. Многообразие форм и методов работы |
1. Хаос, бессистемность, следование методическим модам |
2. Морализаторство |
2. Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов |
2. Безнравственность |
3. Идеализация предшествующего опыта |
3. Преемственность в работе, сохранение лучших традиций |
3. Отрицание предшествующего опыта |
4. Внутренняя пассивность, ожидание, что кто-то решит ваши проблемы |
4. Самоактивизация, способность искать внутренние резервы в работе |
4. «Самосгорание» на работе, стремление браться за все мыслимые и немыслимые проблемы |
5. Самоизоляция |
5. Профессиональное содружество |
5. Потеря профессионального самоощущения |
6. Пессимизм, отчаяние |
6. Вера в успех, в свои возможности |
6. Излишня самоуверенность |
7. Акцентирование внимания на единичных принципах, без их взаимосвязи друг с другом |
7. Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость |
7. Утеря специфики принципов |
Организационные модели профориентационной помощи
Можно выделить следующие основные организационные варианты профориентационной помощи педагогом ДО:
1. Педагог ДО работает в конкретной школе и обслуживает только учащихся данной школы.
2. Педагог ДО имеет в конкретной школе основную базу (кабинет), но обслуживает несколько близлежащих школ.
3. Педагог ДО работает в специальном психологическом центре (Центре профориентации молодежи, Центре занятости населения или просто – в Психологическом центре). Часто в таких центрах оказывается более специализированная (а иногда и более глубокая) помощь. Но педагог ДО нередко лишен возможности наблюдать за развитием ребенка длительное время. Поэтому в идеале предполагается взаимодействие школьного психолога (профконсультанта) с психологами различных психологических и медико-реабилитационных центров
4. Педагог ДО работает в органах управления образования, где он выступает как куратор (инспектор) по профориентации. Такой куратор координирует профориентационную работу в школах (работу педагогов, учителей труда…).
Педагогические заметки:
Особенности патриотического воспитания детей с отклонениями в
эмоционально-личностном развитии и поведении
патриотический воспитание дошкольник отклонение поведение Характерным для детей дошкольного возраста являются формирующиеся общественная направленность, коллективизм. Они проявляются и в реальных детских взаимоотношениях и высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в целенаправленности совм ...
Теоретические основы изучения межличностных отношений в «детском обществе».
Навыки общения с внешним миром
Известно, что истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок наиболее сензитивен для формирования добрых чувств к людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежа ...
Психолого-педагогическая характеристика умственно
отсталых детей 7-8 лет
Исторически так сложилось, что различные аспекты, касающиеся лиц с проблемами в умственном развитии, изучали и изучают представители различных наук: врачи, психологи, генетики, социологи, психотерапевты, юристы, а в последнее время – экологи и диетологи, отсюда родилось и множество терминов для обо ...