Таким образом получилось, что в детском доме №59:
40%
опрошенных подростков имеют низкий уровеньинициативности и самостоятельности
60%
– средний уровень
инициативности и ни одного воспитанника с высоким уровнем
инициативности и самостоятельности.
В железногорском детском доме:
10%
опрошенных подростков имеют низкий уровеньинициативности и самостоятельности
50% – средний уровень
40% – высокий уровень.
Можно сделать вывод, что в железногорском детском доме уровень инициативности в общем выше, чем в детском доме №59 (Диаграмма №1).
Для того, чтобы убедиться в правильности сделанных оценок, приведем интерпретацию методики наблюдения инициативности (Таблица №2).
Мы подсчитали количество проявлений признаков инициативности и количество различных видов деятельности, выйдя тем самым на те же показатели: выраженность и генерализованность.
Для этого метода мы тоже определили количественные характеристики выраженности и генерализованности по результатам наблюдения:
Выраженность: низкая 1,2 случая проявления признака инициативности; средняя – 3–6; высокая – 6–8. Генерализованность: низкая 1,2 вида деятельностей; средняя – 3; высокая – 4–5.
Соотношение результатов 2-ух методик показано на таблице №3.
В детском доме №59.
В 6-ти случаях результаты самооценки подтвердились, в 1 – результат наблюдения оказался выше.
В железногорском детском доме.
В 1-ом случае результат самооценки полностью подтвердился, а в 3-ех случаях оказался выше.
В остальных не указанных случаях результаты разошлись, по нашему мнению несущественно. А некоторые высокие результаты наблюдения по сравнению с самооценкой можно объяснить заниженной самооценкой, которая характерна для воспитанников детского дома.
Таким образом, окончательный результат оказался таким: детский дом №59
10% - высокий уровень, 50% - средний и 40% - низкий. Железногорский детский дом
70% - высокий, 20% - низкий, 10% - низкий (Диаграмма №2).
На этом этапе, как уже говорилось ранее, проводилось исследование выраженности условий для поддержки развития инициативности в детском доме.
1)
Задачей первой части было выявить количество совпадений актуального интереса и выбранной деятельности. Результаты представлены в таблице №4.
Итак, в 59-ом детском доме совпадений
оказалось 5
, а в железногорском детском доме – 8.
Эти результаты мы можем объяснить в связи с следующей частью исследования, в которой было выяснено разнообразие предоставляемой деятельности.
2)
В результате интервью с воспитателями, некоторыми административными лицами и при помощи анализа документации было выяснено следующее:
59-ый детский дом:
ИЗО, библиотека, музыкальная школа (фортепиано, скрипка, домра), религиозные уроки, собирание аквариумов;
железногорский детский дом:
школа ремесел, ИЗО, футбол, музыкальные занятия + вся деятельность, доступная обычному подростку (информация о кружках, секциях по всему городу), школьные кружки и секции – такой широкий спектр объясняется открытостью учреждения.
В 59-ом же все дети обучаются при детском доме и вся деятельность предоставлена только на базе этого учреждения.
Явна видна зависимость реализации интереса от разнообразия кружков и секций. Отсюда вывод – чем шире спектр деятельностей в учреждениях интернатного типа, тем больше воспитанников найдут дело по своему интересу и получат дополнительный стимул для проявления инициативности.
3)
По результатам исследования жесткости режима, получились следующие данные (Таблица №5):
59-ый детский дом:
5 нарушений и 2 договора означает, что за неделю из всех случаев желания изменить привычный ход дня, подростки
в 62,5% случаев просто добровольно нарушили режим только в 37,5% – пошли договариваться со взрослым (все случаи – уехать домой или к родственникам на выходные). Можно сделать вывод, что в этом детском доме не принято или запрещено нарушать режим и планировать свой день самостоятельно. Это воспитывает зависимых, исполнительных и безынициативных людей.
В железногорском детском доме
из всех случаев в 15% было нарушение режима, а в 85% – договор, причем это касалось не только выхода за пределы детского дома или поездки домой. Таким образом, в этом учреждении договор становится традицией и дает возможность проявления инициативности в планировании собственного времени. Также это обеспечивается обучением детей в разных школах с разными распорядками и режимами.
4)
В результате проведенного интервью по поводу личного пространства, которое по Ковалеву дает возможность развивать инициативную личность, выяснилось, что по этому вопросу между домами нет различий. И в том, и в другом детском доме дети не имеют только своего угла (делят обычно с кем-то), не могут в полной мере распоряжаться своими личными вещами, они все проинформированы о том, что с ними можно делать, а что нельзя. Подростки вполне осознают, что все вещи предоставлены государством и являются собственностью детского дома (за исключением вещей, купленных на заработанные деньги). Ну о отдельной комнате и не приходится говорить.
Педагогические заметки:
Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци
В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания крестьян. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы. Существенным отличием ...
Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно ролевыми
играми дошкольников
Проблемы сюжетно-ролевой игры оказались в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Основой развития теории и практики сюжетно-ролевой игры стали положения об игре как целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания описывающие сюжетно-ролевую игру, единоду ...
Пример проведения практического занятия
Практические занятия по дисциплине «Автомобили» проводятся в специализированной лаборатории. Особенностью данной лаборатории является достаточное оснащение инструментом и учебными макетами для изучения любой темы курса. Однако есть и недостатки: темы, в которых необходимо работать с крупными агрега ...