Суждения

Страница 3
ем бы ты хотел(а) заниматься в свободное время, что тебя интересует? – выявляет актуальные интересы ребенка.

2 – чем ты занимаешься сейчас помимо учебы и почему решил(а) этим заниматься? – выявляет соответствие интереса и выбранной деятельности, также мотив выбора.

2)

Анализ документации и интервью с воспитателями и некоторыми административными лицами.

Эта часть была нам необходима, чтобы определить спектр деятельностей, предоставляемых данными учреждениями своим воспитанникам. Основным вопросом интервью был:

Какой набор, специально организованной деятельности вы предоставляете своим воспитанникам?

Также была просмотрена документация о представленных видах деятельности.

В результате удалось выявить определенную закономерность в зависимости реализации интереса в деятельности от набора представленных деятельностей.

3) Исследование жесткости режима.

Как было сказано ранее, ограничение правилами и требованиями подчиняться формирует безынициативную личность, зависимую от других и нуждающуюся в контроле и опеке, ориентирующуюся на мнения других. С целью исследования жесткости режима мы наблюдали количество добровольных нарушений и количество договоров со взрослым, при необходимости изменения хода дня. С помощью этого мы сделали вывод о том, что принято в учреждении – возможность построить свой день по своему усмотрению или запрет любого нарушения режима. Причем в сравнении должен выясниться перевес одного из «правила». Перевес высчитывался как соотнощение договоров и нарушений.

Д – количество договоров

Н – количество нарушений

Соотношение было посчитано и полное, и за вычетом договоров поехать (пойти) домой или к родственникам на выходные.

Д(59) Д(Ж) Д-вых(59) Д-вых(Ж)

Н(59) Н(Ж) Н(59) Н(Ж)

4) Исследование личного пространства ребенка.

Наличие собственного пространства изучалось с помощью структурированного интервью, так как нас интересовало мнение самого ребенка о том, что принадлежит ему полностью, ведь именно из его мнения, знания и ощущения складывается чувство автономности, индивидуальности и самостоятельности (психологической основой которого является инициативность). Конечно, разным образом оно предоставляется взрослым, поэтому методика покажет и то, как ребенка обеспечивают собственным пространством, какие установки формируются у воспитанника. Интервью основывалось на двух вопросах:

1 – покажи, где находятся только твои вещи – исследовалось чувство собственности (в материальном смысле).

2 – как ты можешь распоряжаться своими вещами? – подтверждение мнения воспитанника о собственности.

На основе этого мы делаем вывод о наличии по-настоящему личного пространства, которое способствует развитию инициативной личности.

5) Исследование типа взаимодействия взрослого и воспитанника детского дома.

Из теоретической части видно, что для детских домов характерно образование отрицательных зависимостей, что воспитывает иждивенчество, беспомощность. Чтобы отследить каким образом предъявляет себя взрослый при обращении к нему подростка за помощью, мы регистрировали количество обращений «сделать за меня» и «помочь, направить, посоветовать». Были выявлены закономерности общения в течении недели.

Также мы посчитали соотношения двух случаев обращения в сравнении.

6) Исследование архитектуры учреждения.

Места, «где все друг друга слышат» просто названы и обозначено их наличие. Под этим понимаются общие комнаты, где есть возможность проявить инициативность, находясь в обществе сверстников и утвердиться в качестве инициатора, а также общественные организации.

В конце исследования было проведено сравнительное соотношение уровня инициативности и выраженности исследуемых условий.

После проведения методик были интерпретированы результаты и сделаны выводы.

В результате самооценки инициативности и самостоятельности были получены следующие результаты (Таблица №1).

В детском доме №59 из опрошенных десяти воспитанников:

4 подростка с низкой выраженностью и низкой генерализованностью инициативности и ответственности;

2 подростка с средней выраженностью и низкой генерализованностью;

1 подросток с низкой выраженностью и средней генерализованностью;

3 подростка с средней выраженностью и средней генерализованностью.

В железногорском детском доме из опрошенных десяти воспитанников:

1 подросток с низкой выраженностью и низкой генерализованностью;

1 подросток с средней выраженностью и низкой генерализованностью;

2 подростка с низкой выраженностью и средней генерализованностью;

2 подростка с средней выраженностью и средней генерализованностью;

3 подростка с высокой выраженностью и средней генерализованностью;

1 подросток с средней выраженностью и высокой генерализованностью.

Условно мы обозначили низким уровнем тот показатель, в котором оба параметра низкие, средним – в котором есть хотя бы один средний параметр и высоким – в котором есть хотя бы один высокий параметр.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Значение трудового воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста
Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие старших дошкольников в труде является действенным фактором взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба детей, трудовые умения и закалка потребу ...

Динамика результатов исследования по итогам реализации программы
После проведения программы мы провели повторное исследование по методикам: Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда; Методика Р.В. Овчаровой «Склонность подростков к отклоняющемуся поведению»; Экспресс – методика М.И. Рожкова «Изучение социальности ребе ...

Значение коммуникативных навыков в формировании личности младших школьников
Прежде всего, мы посчитали необходимым изучить теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков. Для этого мною были проанализированы работы различных авторов по данной проблеме в процессе изучения английского языка. Основной вопрос, волнующий психологов разных стран, – роль общения с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru