Патриотизм как профессиональное качество военнослужащих

Страница 1

Для более глубокого понимания взаимодействия компонентов данной системы необходимо исследовать феномен патриотизма, представляющий собой системно-комплексное качество личности, имеющее сложную структуру.

Как уже отмечалось, патриотизм законодательно закреплен для военнослужащих как необходимое профессиональное качество. Можно рассмотреть его феномен более подробно.

Патриотизм - одно из качеств личности. В чем оно выражается? На этот вопрос чаще всего отвечают так: в чувстве любви к Отечеству, своей Родине. Такой подход ведет к примитивизации данного понятия. В период господства марксистско-ленинской идеологии патриотизм понимался огрубленно и односторонне. Так, В.И. Лениным русский патриотизм был поделен по классовому принципу, так же как феномены культуры и нации. Следуя данной традиции, марксистская философская и социологическая наука фактически игнорируя объективное существование патриотизма на общенациональном уровне во всех классово неоднородных обществах, положительно оценивала лишь "социалистический патриотизм" и его разновидность - советский. Так, словарь "Коммунистическое воспитание" под общей редакцией Л.Н. Пономарева и Ж.Т. Тощенко, М., ИПЛ, 1984 г., Краткий политический словарь под ред. Л.А. Оникова и Н.В. Шишлина, М., Политиздат, 1987 г., Краткий словарь по научному коммунизму под ред.В.Г. Афанасьева. М., Политиздат, 1989 г. и другие источники советского периода рассматривают патриотизм как чувство любви к Родине, приводя слова В.И. Ленина о том, что патриотизм "одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных Отечеств". "Социалистический патриотизм" трактовался советскими исследователями как "глубоко осознанная преданность социалистическому Отечеству, идеалам "социализма и коммунизма, социалистическому общественному строю", деятельность, направленная на служение интересам социалистического Отечества. Произошедшие в 90-х годах ХХ столетия перемены показали, что такая классификация патриотизма была искусственной. В настоящее время в России нет социализма, ликвидирован советский строй, но патриотизм как явление и феномен духовной жизни сохранил свои позиции. Как показывают исследования, в различных группах населения патриотами себя считают до 20-25% граждан, объективно сохраняется патриотическая идеология, в трудные для страны периоды нарастает количество актов патриотического поведения людей. Следовательно, патриотизм - это не просто "чувство", "преданность идеалам социализма" или "деятельность, направленная на служение интересам своего Отечества". Это более сложное, устойчивое и многоплановое социальное явление, сущность которого в существующей научной литературе глубоко не раскрыта.

Естественными источниками его формирования служат потребности людей, проявляющиеся в их приверженности:

1) к освоенному физическому пространству т.е. к родным местам;

2) к привычным условиям общественных отношений или к нравам, обычаям и традициям;

3) к первичной системе знаковых элементов по обмену информацией, в первую очередь к родной речи. Первый фактор предполагает наличие патриотических чувств местного, регионального и общегосударственного уровней. Это означает, что последний уровень основывается на предыдущих и для его формирования требуется преодоление местничества, сепаратизма и других качеств людей, отражающих абсолютизацию узко территориального патриотизма. Второй фактор связан с системой общественных отношений и обусловлен принадлежностью субъекта - носителя патриотических свойств - к определенным возрастным, половым, расовым, национальным, профессиональным, имущественным и другим социальным группам. Общегосударственная потребность требует обеспечения баланса социально-групповых интересов. Следовательно, патриотизм данного уровня признает равноценность всех общественных групп страны на основе баланса их интересов и требует от них отстаивания территориальной целостности страны, ее политической, экономической и духовной независимости от внешнего воздействия. Третий фактор, питающий патриотические качества, является результатом родоплеменного и этнонационального развития человечества, обусловившего наличие различных инструментов по обмену информацией. Потребность в экономии энергии обеспечивает приверженность абсолютного большинства людей к первичной системе знаковых элементов (родной речи, средствам зрительного и музыкального отражения объективной реальности и т.д.). Необходимость жизнедеятельности в многонациональном окружении заставляет представителей национальных меньшинств овладевать как минимум еще одним вербальным средством обмена информацией, т.е. быть двуязычными. Однако различия в менталитете народов при этом сохраняются и, следовательно, существуют проблемы в преодолении этих трудностей при воспитании патриотических качеств общегосударственного характера.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Экспериментальная работа по развитию выразительности старших дошкольников
Изучив теоретические вопросы развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию старшего дошкольного возраста, мы перешли к опытно-экспериментальной работе. Цель нашей работы – выявление наиболее эффективных средств развития выразительности детских рисунков в процессе ...

Повышение художественных знаний и практических умений
Профессиональная и общекультурная подготовка, полученная в педагогическом училище,— основа, которую в последующем необходимо обогащать знаниями в области искусства, умениями и навыками в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. Важно углублять знания и по методике руководства изобразительной ...

Понятие мыслительной деятельности в психолого-педагогической литературе, ее операции
В современной литературе существует достаточно большое число определений мышления. Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Емкое и краткое определение мышления как процесса восприятия было дано Юнгом «мышление есть рациональная способн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru