Суждения

Страница 5

5)

Исследовав характер взаимодействия взрослого и ребенка по шкале – «помоги – сделай за меня», выяснилось следующее (Таблица №6):

59-ый детский дом

– в 89% случаев подросток просит сделать что-нибудь за него, для него, и только лишь в 11% – просит о помощи или совете.

Железногорский детский дом

– 43% – выполнения работы взрослым за ребенка, в 57% – подросток сам желает сделать что-либо, но в связи с недостатком знаний и опыта, обращается за советом к взрослому.

Вывод: хоть и разрыв в долях разного рода взаимодействий взрослого и ребенка в железногорском детском доме не значителен, он выше результата по 59-ому детскому дому, что может означать предоставление взрослым себя ребенку именно как недостающий ресурс. Это является условием для самостоятельной деятельности, проявления и складывания инициативности.

6)

Исследование особенностей пространства детских домов дало одинаковые результаты. Под «местами, где все друг друга слышат», мы понимаем помещения, где часто дети собираются вместе – большие комнаты в семьях

и места для проведения общих мероприятий (концертные залы, холлы, столовые). Оба детских дома имею данные элементы среды и в этом смысле осуществляют одно из условий развития инициативности.

Подводя итог по двум этапам исследования выяснилось следующее:

В железногорском детском доме одновременно обнаружился более высокий уровень инициативности и явная выраженность 3 условий поддержки развития инициативности в отличие от 59-ого. Значит наша гипотеза подтвердилась частично и вопрос личного пространства у воспитанника детского дома мы можем обозначить как проблему, которую еще только предстоит решить, ведь ни одно учреждение подобного типа не в состоянии в настоящее время обеспечить своих воспитанников таким важным условием для поддержки и развития инициативности.

В результате проведенного исследования наша гипотеза в основном подтвердилась. Действительно, при сравнении условий поддержки инициативности двух детских домов было выявлено, что более яркая выраженность следующих условий

1. Широкий спектр деятельностей, который способствует реализации интереса подростка.

2. Предоставление взрослым себя как наставника, помощника. Предоставление ресурса для дальнейшего развития.

3. Гибкость режима. Возможность планировать день по-своему, прибегая к договору со взрослым.

Обеспечивает более высокий уровень инициативности. Более того, в результате проведенной работы мы обозначили проблемное место учреждений интернатного типа, а именно, отсутствие личного пространства у воспитанников детских домов.

Соглашаясь с Ковалевым, мы считаем, что это ведет к отсутствию инициативности в простраивании своей жизнедеятельности и системы отношений, не способствует формированию активной и ответственной личности, что является залогом успеха в современном обществе.

Но, одно из условий поддержки инициативности все-таки реализовано в подобных учреждениях. А именно, пространство решено так, что дома обеспечены местами, «где все друг друга слышат» (общие комнаты в семьях, актовые залы, большие холлы, музыкальные и спортивные залы).

Подводя итог, можно смело сказать, что обозначенные выше особенности подросткового возраста в детском доме характеризуют ребенка как несамостоятельного, безынициативного, что приводит к сложностям в социализации. Таким образом, задача складывания инициативности у воспитанников детских домов является одним из путей решения назревших сегодня проблем выпускников учреждений интернатного типа. И средства складывания инициативности лежат в условиях детского дома, которые в основном и усугубляют негативные стороны развития детей, оставшихся без попечения родителей.

Поэтому данный дипломный проект имеет практическую значимость для работников учреждений интернатного типа при решении проблемы инициативности у подростков в условиях детского дома.

Кроме того, в настоящее время ведется разработка методического пособия на основе проделанной работы, содержание которой будет приведено в содержании.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Педагогические заметки:

Особенности активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики
Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки. Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся. Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. ...

Дидактика. Метод и приёмы обучения
Дидактика - это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. Слово "дидактика" происходит от греческого "дидактикос", что означает "обучающий". Предметом дидактики является процесс обучения, его закономерности. Дидактику определяют как общую теорию ...

Обучение как сотворчество учителя и ученика
Преподавание — один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обу­чения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функциониро­вать только в результате тесного взаимодействия с обу­чаемым как в непосредственной, так и опосредован ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru