Социально-педагогические условия поддержки инициативности у подростков в детском доме

Информация о педагогике » Социально-педагогические условия поддержки инициативности у подростков в детском доме

Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты.

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Но современные детские дома не отвечают запросам общества. Не случайно воспитанники детских домов нередко имеют серьезные проблемы во взрослой самостоятельной жизни. Низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает у них потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость, порой сентиментальность и некритичный альтруизм в сочетании с переоценкой собственных возможностей, самоуничижением, компромиссным поведением делают их порой неуспешными, толкают в группы социального риска. Также отмечен тот факт, что дети выпускников становятся клиентами тех же самых учреждений, что и их родители.

Каковы же пути преодоления этого трагического, ставшего масштабным, социального явления? Назовем главные:

1. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.

2. Возрождение духовной культуры нации.

3. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.

4. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение «воспитания» в учебные заведения.

5. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.

6. Совершенствование системы устройства детей-сирот.

По нашему мнению, актуальность данного исследования

диктуется особенностями социально-экономической ситуации в современном обществе. Сегодня представление об успешности часто связывается с понятиями «активность» и «инициативность». Многие авторы понимают инициативность как замысел, начинание какой-либо деятельности. Давно признано, что инициативность, ее проявление и становление – это важный образовательный эффект. Кроме того, инициативность ими представляется как психологическая основа появления самостоятельности.

Инициативность, как любой психологический феномен, необходимо изучать в рамках конкретного возраста. Наиболее важным мы считаем изучение подростковой инициативности, т. к. подростковый возраст – возраст, играющий особую роль в становлении личности, а также именно в этом возрасте возможно появление самостоятельности.

Но ситуация в детских домах такова, что появление инициативы проблематично, т. к. вся жизнь воспитанников проходит в регламентированном и технологизированном пространстве. Помимо этого, нужно обратить внимание на тот факт, что от них требуется послушание, подчинение установленным нормам и правилам даже в свободное время от учебы. Известно, что человек, со всех сторон окруженный принуждениями и понуканиями, не имеет возможность совершить самостоятельный поступок. Поэтому необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самодеятельности, инициативности воспитанников различного возраста.

Анализ литературы показывает, что появление инициативности возможно при определенных условиях. Во-первых, когда ситуация, в которой становится возможной инициатива, представляется ребенку как незавершенная в своем построении. Во-вторых, особую позицию по отношению к ребенку должен занимать взрослый, – это означает, что действия взрослого должны быть открыты для ребенка.

Данный эмпирический материал обусловил выбор темы дипломной работы и ее актуальность.

Цель дипломной работы:

исследовать уровень инициативности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома и определить условия ее поддержки.

Объект исследования:

ситуация жизни в условиях детского дома.

Предмет исследования:

процесс складывания инициативности в условиях детского дома

Эмпирическая гипотеза:

развитие инициативности возможно при предоставлении «пространства» для ее проявления. Основой послужила концепция самовоспитания Корчака – дети имеют право на собственное детство и собственную жизнь в рамках организованного общества, они способны к совместной жизни и самоконтролю.

Рабочая гипотеза:

для развития инициативности в условиях детского дома необходимы места для ее проявления:

1. Предоставление разнообразной деятельности, поддерживающей интерес ребенка.

2. Обеспечение личного пространства.

3. Взрослый предъявляет себя как ресурс, в помощь и поддержку, в отличии как средство – сделать за ребенка.

4. Гибкость режима.

5. Наличие мест, «где все друг друга слышат».

В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены задачи

:

1. Исследовать литературу по проблеме развития инициативности подростков, воспитывающихся в детском доме.

2. Подобрать и обосновать методы исследования инициативности и условий ее поддержки.

3. Провести сравнительное исследование инициативности и элементов среды в 2 ух детских домах.

Теоретическим основанием дипломной работы послужили работы,

посвященные инициативности и особенностям ее развития и проявления у воспитанников детского дома (Б.И. Хасан, Гессен, Фрумин И.Д., Ильин Е.П., Уманский Л.И., Галагузова, Э. Штерн, В.В. Башев, Овчарова, Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Олиференко Л.Я. и др.), а также средовой подход М. Черноушека, Корчака и Ясвина.

Методы исследования

выбраны в соответствии с логикой гипотезы и цели: анализ литературы, методика «Самооценка волевых качеств» (разработана Н.Е. Стамбуловой),

методика «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств» (разработана А.И. Высоцким), структурированное интервью, фокусированное наблюдение и анализ документации.

Организация исследования:

исследование проводилось на базе детского дома №59 г. Красноярска и детского дома г. Железногорска, в практической части приняли участие 10 подростков одного и другого детских домов.

Практическая значимость

исследования состоит в том, что подобраны и обоснованы методики исследования инициативности в условиях детского дома, выявлены некоторые условия эффективной поддержки проявлений инициативности у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.

Педагогические заметки:

Формы обучения
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения: Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Метод - (от греч. metodos – буквально: путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направле ...

Методика организации занятий в разновозрастных группах
Существует много путей повышения эффективности общих занятий с детьми разного возраста по одному разделу программы и все они могут использоваться в сельских и городских малокомплектных дошкольных учреждениях. Но в каждом конкретном случае надо тщательно продумывать программное содержание занятия и ...

Специфика изучения иностранного языка в младшей школе
На начальной ступени обучения иностранному языку, в 1-4 классе, учащиеся сохраняют еще много из того, что характерно для младшего дошкольного возраста, а именно: у них еще проявляется непроизвольное внимание, т.е. такое внимание, в становлении и поддержании которого весьма незначительна роль волевы ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru