Возрастные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома

Информация о педагогике » Социально-педагогические условия поддержки инициативности у подростков в детском доме » Возрастные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома

Страница 6

По данным А.Л. Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков группы риска об основных показателях счастья являются: еда, сладости (много торта), игрушки, подарки, одежда. Такие «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростков обнаружено в нормальных семьях.

Особенности подросткового возраста в детском доме можно обобщить с помощью ниже приведенной таблицы.

Сторона психического развития

Вывод

Интеллект

ситуационность, наглядность мышления

классификационное мышление

Мотивация

узость и бедность содержания мотивов

привязанность к ситуации

Произвольность

ориентация на внешний контроль, привычка к пошаговому контролю

Временная перспектива

ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего

Самосознание

чувство «Мы»

неопределенная идентичность

неприятие себя, недоверие себе

ориентация в самооценке на мнение других

опора на отрицательный эталон в развитии сексуальной идентичности

Общение

недоверие к другим людям

зависимость

деструктивная агрессия

Воспитание прежде всего должно быть воспитанием самостоятельности, инициативы и социальной ответственности. Самостоятельная, инициативная личность формирует только самостоятельная, инициативная деятельность, построенная на основе самоуправления.

«Что я в себе ни возьму, все не мое». Иногда человек так и не становится творцом своих жизненных обстоятельств. Поэтому мы считаем важным развитие и поддержку инициативности воспитанников детского возраста.

Самостоятельность, ответственность, инициативность – все эти качества являются непременными условиями саморазвития, и в той или иной степени присущи даже маленьким детям. Но такие действия существуют как островки в океане взрослых забот. Ситуация кардинально меняется лишь в подростковом возрасте: эти островки сливаются в материк, на котором долго еще остаются более или менее обширные области несамостоятельности, безынициативности, безответственности, исследованием и покорением которых человек занимается всю оставшуюся жизнь.

Такой областью мы считаем учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей.

Жизнь в детском учреждении зачастую не требует личности в той ее функции, которую она выполняет или, по крайней мере, должна выполнять в нормальной человеческой жизни .

Л.И. Божович «личность трактуется как целостная психологическая система, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимоотношениях с окружающей средой. Совершаясь на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, становление личности освобождает его от непосредственного подчинения влияниям окружающей среды и позволяет человеку не только приспосабливаться к ним, но сознательно преобразовывать и эту среду и самого себя».

Подводя итог, можно смело сказать, что обозначенные выше особенности подросткового возраста в детском доме характеризуют ребенка как несамостоятельного, безынициативного, что приводит к сложностям в социализации. Таким образом, задача складывания инициативности у воспитанников детских домов является одним из путей решения назревших сегодня проблем выпускников учреждений интернатного типа. И средства складывания инициативности лежат в условиях детского дома, которые в основном и усугубляют негативные стороны развития детей, оставшихся без попечения родителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Теоретико-методологические предпосылки развития профессиональной компетентности педагога в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Понятие и классификация профессиональной компетентности педагога Понятие компетенции - 1) обладающий знаниями, осведомленность в какой-либо области; 2) осведомленность, авторитетность, является признанным знатоком; 3) обладающий компетенцией, полноправный». 4) обладание основательными знаниями, хор ...

Дидактика. Метод и приёмы обучения
Дидактика - это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. Слово "дидактика" происходит от греческого "дидактикос", что означает "обучающий". Предметом дидактики является процесс обучения, его закономерности. Дидактику определяют как общую теорию ...

Педагогические исследования проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста
Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной си ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru