Возрастные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома

Информация о педагогике » Социально-педагогические условия поддержки инициативности у подростков в детском доме » Возрастные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома

Страница 6

По данным А.Л. Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков группы риска об основных показателях счастья являются: еда, сладости (много торта), игрушки, подарки, одежда. Такие «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростков обнаружено в нормальных семьях.

Особенности подросткового возраста в детском доме можно обобщить с помощью ниже приведенной таблицы.

Сторона психического развития

Вывод

Интеллект

ситуационность, наглядность мышления

классификационное мышление

Мотивация

узость и бедность содержания мотивов

привязанность к ситуации

Произвольность

ориентация на внешний контроль, привычка к пошаговому контролю

Временная перспектива

ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего

Самосознание

чувство «Мы»

неопределенная идентичность

неприятие себя, недоверие себе

ориентация в самооценке на мнение других

опора на отрицательный эталон в развитии сексуальной идентичности

Общение

недоверие к другим людям

зависимость

деструктивная агрессия

Воспитание прежде всего должно быть воспитанием самостоятельности, инициативы и социальной ответственности. Самостоятельная, инициативная личность формирует только самостоятельная, инициативная деятельность, построенная на основе самоуправления.

«Что я в себе ни возьму, все не мое». Иногда человек так и не становится творцом своих жизненных обстоятельств. Поэтому мы считаем важным развитие и поддержку инициативности воспитанников детского возраста.

Самостоятельность, ответственность, инициативность – все эти качества являются непременными условиями саморазвития, и в той или иной степени присущи даже маленьким детям. Но такие действия существуют как островки в океане взрослых забот. Ситуация кардинально меняется лишь в подростковом возрасте: эти островки сливаются в материк, на котором долго еще остаются более или менее обширные области несамостоятельности, безынициативности, безответственности, исследованием и покорением которых человек занимается всю оставшуюся жизнь.

Такой областью мы считаем учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей.

Жизнь в детском учреждении зачастую не требует личности в той ее функции, которую она выполняет или, по крайней мере, должна выполнять в нормальной человеческой жизни .

Л.И. Божович «личность трактуется как целостная психологическая система, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимоотношениях с окружающей средой. Совершаясь на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, становление личности освобождает его от непосредственного подчинения влияниям окружающей среды и позволяет человеку не только приспосабливаться к ним, но сознательно преобразовывать и эту среду и самого себя».

Подводя итог, можно смело сказать, что обозначенные выше особенности подросткового возраста в детском доме характеризуют ребенка как несамостоятельного, безынициативного, что приводит к сложностям в социализации. Таким образом, задача складывания инициативности у воспитанников детских домов является одним из путей решения назревших сегодня проблем выпускников учреждений интернатного типа. И средства складывания инициативности лежат в условиях детского дома, которые в основном и усугубляют негативные стороны развития детей, оставшихся без попечения родителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Причины, приводящие к социально-психологической дезадаптации младших подростков
Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из возрастов, представляющий особый, кризисный период становления личности. Являясь определённым отрезком жизни между детством и зрелостью, переходный возраст обычно характеризуют как переломный, критический. Он сопровождается рядом специфических о ...

Патриотическое воспитание на уроках литературы
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к ...

Инновационные процессы в образовании
Выясним смысл понятий «педагогическая система» и «но­вовведения в педагогической системе». Педагогический процесс, как мы уже знаем, протекает в педагогической системе. Педагогическая система (ПС) — это объединение компонентов (частей), которое остается устойчи­вым при изменениях. Если изменения (н ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru