Возрастные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома

Информация о педагогике » Социально-педагогические условия поддержки инициативности у подростков в детском доме » Возрастные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома

Страница 3

Приходится констатировать, что в условиях интернатных учреждений формируется скорее стереотипная социальная единица, выраженный конформист, ориентирующийся более на групповые ценности, чем на уникальную личность.

Анализируя причины такого положения, следует заметить, что серьезной помехой является бессистемность, отсутствие осознанных целей и четко сформулированных задач в организации воспитательного процесса в интернатных учреждениях. Нацеленность некоторых администраций на создание бытовых условий проживания воспитанников, увлеченность многих коллективов педагогикой несогласованных между собой мероприятий, направленность воспитателей не на развитие, а на принудительную дрессуру и внешнюю дисциплину влечет за собой, как правило, частичные изменения и улучшения, но не решает проблемы воспитания в целом.

Самым существенным недостатком многих педагогических коллективов интернатных учреждений в организации воспитательного процесса, на наш взгляд, является не знание или игнорирование психологических закономерностей и особенностей развития ребенка в онтогенезе. Воспитанники, как правило, являются объектами, а не субъектами педагогического воздействия. Им не предоставляются условия для проявления активности, самостоятельности, инициативности.

У каждого ребенка своя зона его актуального и ближайшего развития – психического, физического, интеллектуального, нравственного и т.д., направленного на формирование высших психических функций. У каждого своеобразный, присущий только ему, индивидуальный сплав потребностей, интересов, эмоций, иерархия мотивов и ценностей. Опора на это своеобразие, предоставление возможностей для проявления активности, самостоятельности, направленности в индивидуальной зоне ближайшего развития ребенка является ключевым стержнем программы самовоспитания. Воспитанник, исходя из своих возможностей, темпа усвоения, потребностей и интересов самостоятельно выбирает индивидуальный маршрут своего развития. Он сам определяет, каким разделам отдать предпочтение, каким образом преодолеть себя для достижения поставленных перед ним целей (Ярулов).

В детских домах и школах-интернатах сосредоточен весьма специфический контингент детей, которые отличаются, с одной стороны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой стороны, ярко выраженным депривационным синдромом.

Всем воспитанникам таких учреждений в целом присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: неумение вести себя за столом, отсутствие навыков гигиены, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, отсутствие ценностных ориентаций, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).

Характеристика современных детей группы риска в подростковом возрасте дает малооптимистичную картину, но специалист, работающий с ними, должен уметь четко видеть перспективы их будущего и помочь им сделать первые шаги к изменению себя. По данным социологических и психологических исследований, подростки группы риска имеют следующие особенности:

· отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность в жизни); они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;

· проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;

· эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия;

· среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором – материальное благополучие, на третьем – здоровье; в то же время эти ценности представляются подросткам недоступными; высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса;

· «подкрепление» потери ценности образования для подростков группы риска – те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел (имеет машину, гараж и т.д.); о реальных путях достижения таких «ценностей» подростки не задумываются;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Типовое разнообразие интегрированных уроков биологии и химии
В интегрированных уроках используются общие классические типы и формы преподавания. Однако имеются и некоторые отличия. Рассмотрим типы и формы интегрированных уроков. Урок формирования новых знаний Уроки формирования новых знаний конструируются в формах: урок лекция; урок-путешествие; урок-экспеди ...

Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия
Сущность обучения. Об обучении написано и сказано много: оно и "протекает", и "осуществляется", и "реализуется, оно и "передача" человеку определенных знаний, умений, навы­ков; оно и "целенаправленное взаимодействие преподава­теля и учащихся", в ходе кот ...

Умственное воспитание школьников
Стратегия перестройки современного образования предусматривает изменение приоритета целей обучения: от ориентации на усвоение знаний, умений и навыков школа переходит к развивающему обучению. Сегодня школа должна создать все условия, обеспечивающие развитие личности школьника. Современность предъяв ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru