Помощь взрослого нужна подросткам в зоне ближайшего развития новой способности; тогда, когда они в принципе готовы освоить что-то новое, но еще не могут разобраться в этом новом самостоятельно.
Для нормального развития подростков необходимы определенные условия:
1) информация о современной жизни; они имеют право и должны получать достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросам, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т.д.);
2) сочетание свободы и ответственности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;
3) принятие себя (своего физического Я, характера, особенностей, эмоций и т.д.);
4) обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства).
Психологи (Л.С. Выготский и др.) выделили основные группы главных интересов подростков. К ним относятся: эгоцентрическая доминанта – интерес к собственной личности; доминанта усилия – тяга подростков с сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т.д.; доминанта романтики – стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму. Продолжение этих изменений в подростковом возрасте мы находим в трудах Д.Б. Эльконина, который выделил симптомы развития. К ним относится возникновение трудностей в отношениях со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке их успехов, уход из школы, уверенность в том, что все самое интересное происходит вне школы и т.д.). Подростки начинают вести дневники, тайные тетради, в которых они свободно, независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства. Появляются особые детские компании (поиски друга, кто может понять), что приводит к возникновению неформальных подростковых сообществ.
Также большинство ученых сходятся во мнении, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, общественно-полезная деятельность или общественно-одобряемая.
Именно в ней подросток реализует себя, свои знания и умения, проявляет инициативность. Выготский отмечает, что инициативность складывается только в инициативной деятельности, основанной на самоуправлении.
В последние годы, как уже говорилось, резко увеличивается количество детей, оказавшихся при живых родителях в детских домах, школах интернатах, приютах, центрах и т.д. Ребенок, воспитывающийся вне семьи, если живы его родители, – явление противоестественное.
Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, имеют специфику психологического развития, которая не может быть определена по критерию нормы и патологии. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути. У него формируются специфические черты характера, особое поведение, отличительное личностное развитие; при этом нельзя говорить о том, лучше или хуже оно, – оно просто другое.
Дети, лишенные родительского попечительства имеют не простые отклоняющиеся показатели в психическом, физическом и поведенческом развитии. У них часто выявляется задержка в психическом развитии, нарушения в эмоциональной сфере, самосознании. Они, как правило, не умеют продуктивно общаться, что влечет за собой доминирование защитных форм поведения, таких как неадекватная лояльность, агрессивность (например, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать вину).
Отсутствие позитивных образцов проживания в семье приводит к искаженным формам идентификации и обособления как основных механизмов развития личности ребенка. Не случайно воспитанники детских домов нередко имеют серьезные проблемы во взрослой самостоятельной жизни. Низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает у них потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость, порой сентиментальность и некритичный альтруизм в сочетании с переоценкой собственных возможностей, самоуничижением, компромиссным поведением делают их порой неуспешными, толкают в группы социального риска.
Педагогические заметки:
Образование как открытая общественно-государственная система
Любое общество вне зависимости от воспитания наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития должно реализовывать и функцию воспитания своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования. Основным типом инс ...
Методы, приёмы и формы организации контроля знаний учащихся
При контроле используются многие методы и методики. Наряду с традиционными методами контроля, проверки, оценки, учета знаний и умений, применяются тестирование обученности и воспитанности школьников, исследование потенциальных возможностей учеников (это свойство называют обучаемостью
), проектиро ...
Детский фольклор как народная педагогика
Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Народная педагогика — древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала ...