Возрастные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома

Информация о педагогике » Социально-педагогические условия поддержки инициативности у подростков в детском доме » Возрастные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома

Страница 1

Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Любое психологическое исследование должно учитывать социальное происхождение подростка, род занятий и уровень образования его родителей; особенности социально-экологической среды; состав, структуру и материальное положение семьи; его собственное социальное положение и вид занятий.

В рамках моего дипломного проекта я решила рассматривать складывание инициативности в подростковом возрасте. Именно в этот период организм претерпевает значительные изменения, которые будут существенно влиять на последующее биологическое и психологическое развитие. «…изменения в отрочестве последовательно охватывают четыре сферы развития: тело, мышление, социальную жизнь и самосознание. Всякий раз эти изменения представляют собой психологические приобретения, которые отражают содержание данного момента развития.» (М. Кле)

В частности, меня интересуют такие стороны развития как социализация и саморазвитие.

Для начала рассмотрим возрастные особенности подростков, воспитывающихся в семьях.

Я не буду подробно вдаваться в исследование этого периода жизни человека. Многие авторы изложили свою точку зрения на развитие подростка, среди них Выготский, Божович, Эльконин, Поливанова. Множество авторов так или иначе затрагивают в своих работах этот возраст. Некоторые считают подростничество стабильным периодом, некоторые – критическим. Мне удобнее согласиться со вторым.

Отмечу наиболее яркие характеристики и особенности подросткового периода развития.

Это период развития, для которого характерны: доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей; возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, которая сочетается со склонностью к подчинению им неблагоприятных условий (Возникает юридическая ответственность за правонарушения.); и сохранение высокой зависимости от влияния взрослых (учителей, родителей) в развитии самопознания, личного самоопределения. К концу периода появляется возможность самостоятельно удовлетворять часть материальных потребностей.

Возникновение чувства взрослости у подростка – одно из центральных психологических новообразований возраста. Оно определяется сдвигами в физическом и половом созревании, развитием социальных функций, расширением прав и обязанностей в семье. Способствует этому условия, требующие от ребенка самостоятельности, помощи взрослым, уважительного тона обращения со стороны взрослых.

Подростки очень чувствительны к внешним формам обращения к себе как к «взрослой личности». Отчетливо обнаруживается тяготение к внешним формам проявления взрослости (манера ходить, одеваться, разговаривать), которые могут принять и отрицательные формы (курение, выпивка, развязный, грубый тон и т.п.).

Возникает ориентация на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», подражание избранным образцам. Моделью могут быть родители, герои кинофильмов, книг и т.д. Могут стать моделью и сверстники, выделяющиеся из окружающих какими-то особыми качествами, заметными достижениями.

Общение со сверстниками для подростков большая ценность, чем общение с родителями, ближними.

Основное содержание общения подростков – поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеал подростковых отношений – «всегда вместе, все пополам». Отсюда требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. Вместе взятое, это формирует способность ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Большое место в общении подростков занимают откровенные разговоры. В них заключен и обмен информацией, и согласование оценок, и выработка каких-то общих позиций. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в самопознании необъятного мира человеческих отношений .

Психологи самых разных школ и направлений единодушны в оценке значимости подросткового возраста для развития самосознания, для развития Я.

Обычно именно подростки обладают столь высокой самостоятельностью и инициативностью при недостаточной критичности и привычке просчитывать отдаленные последствия своих поступков, что может изрядно навредить себе и своим близким, пытаясь немедленно воплотить в жизнь свои свежеприобретенные знания и умения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие воображения. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения вид ...

Учебно-воспитательный коллектив как объект и субъект воспитания
Одна из важнейших его закономерностей и принципов сущности воспита­ния со­стоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллек ...

Развитие исторического сознания школьников во внеклассной работе
ХХ век подверг серьезному испытанию российское общество. Мы наблюдаем уничтожение таких величайших жизненных ценностей, как человек, его жизнь и здоровье, Родина, патриотизм. Общество, лишенное здоровых ценностей, не сможет существовать. Новая система ценностей российского общества формируется боле ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru