“Игровая технология”. Учебные занятия организуются так, чтобы каждый студент целенаправленно реализовал учебную деятельность в соответствии со своими образовательными потребностями. В экономическом образовании технологии, о которых мы ведем речь, носят название деловых игр.
Имитационные игры являются моделями изучаемых явлений и процессов в некоторой предметной области. Если в игре задействованы студенты, у них возникает дополнительная познавательная мотивация, связанная с целями субъектов моделирования (ролевые цели). При этом наблюдается так называемое “дуальное” учебное поведение: обучаемые получают знания, одновременно активно участвуя в их оперативном формировании (производстве).
Сложности организации и проведения ограничивает возможности широкого применения имитационных игр в учебном процессе. Главным недостатком игровой технологии с непосредственным коллективным участием студентов является низкое качество и интенсивность их ролевой игровой деятельности. В результате моделируются процессы и явления, весьма далекие от реальных, а полученные знания почти не имеют дидактической ценности. Информатизация имитационных игр с использованием интеллектуальных экономических имитаторов приводит к необходимости создания системы “Электронный преподаватель”, основанной на игровой технологии обучения с двойной мотивацией студентов.
Технология “Новая задача”. Перспективным методом активизации учебно-познавательной деятельности студентов является их привлечение к коллективному решению актуальной и интересной предметно-ориентированной задачи с высоким уровнем неопределенности. Такие задачи, как правило, отсутствуют в существующей учебной литературе, не имеют описания метода решения, т. е. являются творческими по сути. Это позволяет достаточно просто пробудить у студентов познавательный интерес, переходящий в увлеченность. У них появляется так называемое сверхпроизвольное внимание, целиком направленное на решение предложенной задачи и сохраняемое на всем протяжении процесса ее решения. В результате относительно легко и незаметно происходит передача и усвоение необходимых знаний. Этот вид внимания не требует от преподавателя больших нервно-психических затрат на организацию активной учебно-познавательной деятельности студентов, так как активность обусловлена самой природой человека. К тому же подобная задача, как правило, является зачетной, и студенты, кроме всего прочего, вынуждены проявлять активность в ее решении. Самостоятельно находить решение студентам практически невозможно из-за дефицита знаний и неумения решать задачи с неполной информацией.
Технология “Исследование”. Зачастую преподаватель выбирает научно-поисковую задачу в рамках изучаемой дисциплины. В этом случае результат решения содержит научную новизну и может быть опубликован. Для многих студентов это является дополнительной мотивацией.
Преимуществом исследовательской задачи является активизация не только студентов, но и преподавателя. Возникает ситуация явного риска нерешения задачи в отведенный срок. Преподаватель вынужден быть активным, уметь мобилизовать все свои знания и опыт на ее решение, он вынужден на полную мощность подключать творческий потенциал студентов и свой собственный. Данная технология активного обучения позволяет вовлекать в совместную продуктивную учебно-образовательную деятельность и студентов, и преподавателя. Активны обе стороны: преподаватель становится не только оперативным “источником” знаний и “контролером” результата, но и организатором и активным участником исследования, “соратником”.
Педагогические заметки:
Роль логических задач в формировании умственных способностей у младших
школьников
В отличие от естественнонаучных дисциплин математика отражает объективную реальность лишь опосредованно. Предмет её изучения – мысленные идеальные обобщённые образы, являющиеся результатом многоуровневой абстракции. Поэтому изучение математики связано с необходимостью создавать образы и оперировать ...
Методика организации занятий в разновозрастных группах
Существует много путей повышения эффективности общих занятий с детьми разного возраста по одному разделу программы и все они могут использоваться в сельских и городских малокомплектных дошкольных учреждениях. Но в каждом конкретном случае надо тщательно продумывать программное содержание занятия и ...
Основные моменты проведения интегрированных уроков по биологии
на тему «Структурная организация живой клетки» в 9 классе
Изучая строение и состав клетки, школьники узнают, что они имеют сложное строение. В состав каждой клетки, а значит, и в состав каждого органа и всего растительного и животного организма в целом входят вещества из окружающей среды. При усвоении материала о физиологических процессах, протекающих в к ...