Методология, методы и логика педагогического исследования

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Методология, методы и логика педагогического исследования

Страница 1

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные ме­тоды исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науко­ведении название методологических.

Не только педагоги-практики, но и исследователи нередко за понятием «методология» видят нечто абстрактное, далекое от ре­альной жизни и от образовательной практики. Между тем методо­логия — это «система принципов и способов организации и пост­роения теоретической и практической деятельности».

В современной лите­ратуре под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а так­же формирует представление о последовательности движения ис­следователя в процессе решения исследовательских задач.

Эти определения методологии не противоречат друг другу. Бо­лее того, они отражают процесс постепенного развития области методологической рефлексии, осознание исследователями соб­ственной деятельности, вынесение такой рефлексии за рамки ин­дивидуального опыта. Исходя из этого, методологию педагогической науки следует рассматривать как совокупность теоретиче­ских положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Всякая методология выполняет регулятивные, нормативные функции. В этом, собственно, и состоит ее назначение. Но ме­тодологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) фор­ме, т.е. в форме предписаний, прямых указаний к деятельности.

Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориенти­ром в процессе исследования, а прескриптивная направлена на регуляцию деятельности.

В структуре методологического знания Э. Г. Юдин выделяет че­тыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего, философского уровня методологии составляют общие принципы познания и ка­тегориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Второй уровень — общенаучная методология — представляет собой теоретические кон­цепции, применяемые ко всем или к большинству научных дис­циплин. Третий уровень — конкретно-научная методология, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, при­меняемых в той или иной специальной научной дисциплине. Мето­дология конкретной науки включает в себя как проблемы, специ­фические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, на­пример, как проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях. Четвертый уровень — технологиче­ская методология — составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эм­пирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное осно­вание всякого методологического знания, определяя мировоззрен­ческие подходы к процессу познания и преобразования действи­тельности.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Формирование технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной и разнообразн ...

Волевые качества и их развитие
Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей,—это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огр ...

Перспективы развития художественного творчества детей
В настоящее время в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, т.к. открываются возможности для разработки различных ва ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru