Творческая деятельность – важнейший вид духовной деятельности человека, эффективность которой обуславливается сочетанием мотивационно-целевой, операционной, содержательной, когнитивно-творческой составляющих, направленных на проявление и реализацию индивидуальности.
Среди видов искусства, оказывающих влияние на развитие художественно-творческих способностей, танец, пластика занимает особое место в связи с тем, что помимо духовного и эстетического развития здесь большую роль играет развитие физической сферы и сферы общения. Экспрессивные способы самовыражения и художественного общения, свойственные танцевальному искусству, выполняющие информационные, коммуникативные и регулятивные функции стимулируют развитие способности к эмпатии, увеличивают, направляют и совершенствуют ассоциативные связи. Музыкальный художественный образ, выраженный в танцевальных движениях, несет в себе различные аспекты эстетического начала, способствующие, в свою очередь, развитию информативной, коммуникативной, нравственно-эстетической и психотерапевтической сфер развития студентов. Это направление имеет развитую традицию и восходит к глубокой древности. Описание танцев мы можем встретить у Аристотеля, в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида, в комедиях Аристофана. Ключевым понятием культуры античности была калокагатия – гармония тела и духа, что делало человека подобным богам. В произведениях Платона «Государство» и «Законы» центральная роль в деле воспитания совершенных граждан отводилась мусическому искусству – музыкально-поэтическому и танцевальному творчеству, где музыке предназначалась центральная роль в познании сути бытия, в приближении к моральному совершенству.
В процессе развития искусства танца от века к веку техника его значительно усложнялась, и область балетного танца постепенно становится профессиональной, доступной людям с высокой специальной подготовкой. Возрождение античной традиции в области хореографии произошло в конце ХIХ века, когда появляется так называемый «свободный танец», яркой представительницей которого стала А. Дункан. Особое внимание в этом направлении уделялось взаимодействию искусств, роли музыки в создании пластического образа, а также двигательной импровизации на основе звучащего музыкального произведения.
Развитию и обогащению внутреннего мира учеников посвятила свое творчество Л.Н. Алексеева – выдающийся педагог, направляющий своих воспитанников в мир ритмической гармонии, где «органическая связь музыки и движения воздействует не только на слух и чувства человека, но через движения активно охватывает и все его психофизическое существо» (Л.Н. Алексеева. Двигаться и думать. - М., 2000. – С. 37). Воспитательному воздействию ритма было посвящено творчество Э. Жак-Далькроза, основателя школы «Институт ритма». Он считал, что объединяющая, созидательная сила ритма способствует развитию творческих сил человека, развивает такое специфическое качество, как «ритмическая дисциплина», открывая в нем новые возможности для самовыражения и творческого общения со всеми участниками процесса.
Существуют определённые художественно-творческие черты участников учебного Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств, который мы определяем как содружество индивидуальностей с учетом их вокальных и танцевальных данных и возрастных особенностей, объединенных общей художественно-творческой задачей, в решении которой значительную роль играют педагогические условия, создаваемые руководителем коллектива.
Педагогические заметки:
Особенности активизации мыслительной
деятельности учащихся старших классов на уроках математики
Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки. Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся. Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. ...
Роль и задачи реформирования системы школьного образования в
современном обществе
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность твор ...
Формирование в учеников критически мыслить
Учителю всегда следует помнить, что он работает не в каком-то вневременном, абстрактном пространстве, а в конкретной социальной среде, которая сложилась исторически. И потому ему постоянно следует согласовывать свою педагогическую деятельность с характером этой среды, его закономерностями, вызовами ...