Работа над сочинением-рассуждением в старших классах

Страница 1

Работа по развитию речи детей в 5-8 классах подготавливает детей к итоговой аттестации в 9 классе.

Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений введена в рамках Федерального эксперимента по введению профильного обучения. Экзаменационная работа состоит из трёх частей :

1) сжатое изложение текста

2) выполнение 7 заданий тестового характера с выбором ответа и 14 заданий с кратким ответом

3) написание сочинения – рассуждения на лингвистическую тему или сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста.

Таким образом, работа по подготовке к выполнению третьей части должна помочь учащимся систематизировать все знания по рассуждению, повторить стилевые типы рассуждения. В рамках элективного курса можно провести работу по обобщению особенностей текста рассуждения. Можно предложить детям задания:

1) прокомментируйте проблему. Для проблемы можно подобрать цитаты, проблемные высказывания известных людей. Например,

«На свете счастья нет, а есть покой и воля» (А.С. Пушкин)

«Правда – горькое питьё, неприятное на вкус, на зато восстанавливающее здоровье» (О.де Бальзак)

«Быть может, тайна всей жизни не в возможности всё сделать, а в возможности думать, что ты всё сделаешь»

«Где родился, там и пригодился» (Пословица).

Данная работа интересна и тем, что интересные цитаты могут использоваться в качестве аргументов в написании сочинения, они могут подбираться учениками и предлагаться для комментария одноклассникам.

2) Продолжите текст по вступлению

«Хорошее воспитание. Хорошие манеры. Что стоит за этими понятиями?»

3) Выразите своё отношение к поставленной проблеме.

· Что такое свобода?

· проблема памяти о своих истоках, о своём детстве

· проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов;

В процессе преподавания русского языка в старшей школе необходимо учитывать объективные закономерности педагогического процесса в старших классах: усложнение тематики и проблематики общения, необходимость работы с текстами различных стилей и типов речи, потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией, представленной в различной форме, а также умениями, связанными с созданием собственного речевого высказывания. Поэтому необходимо обратить внимание на формирование навыков рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; необходимо обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей.

В условиях классно-урочной системы текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания (смысловая информация, структура и набор языковых средств). Поэтому к тексту, по которому экзаменуемый пишет третью часть экзаменационного теста в ЕГЭ, предъявляются следующие требования:

текст должен соответствовать требованию «текстуальности» (внешней связности, внутренней осмысленности и т.п.);

текст должен учитывать возрастные особенности выпускника, содержание текста не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого;

текст должен способствовать реализации одной из целей экзаменационной работы: проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности – сознательным чтением. Поэтому он не должен быть слишком простым с точки зрения коммуникативного замысла автора и его реализации;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Профессиональное просвещение школьников педагогом дополнительного образования
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся педагогом ДО является профессиональное просвещение – «сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиол ...

Условия и пути организации творческой деятельности учащихся
«Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться». Эти слова принадлежат известному советскому псих ...

Понятие и виды воображения
Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский, В.Г.Казакова и Л.Л.Кондратьева и др.). Согласно М.В.Гамезо и И.А.Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru