Работа над сочинением-рассуждением в старших классах

Страница 1

Работа по развитию речи детей в 5-8 классах подготавливает детей к итоговой аттестации в 9 классе.

Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений введена в рамках Федерального эксперимента по введению профильного обучения. Экзаменационная работа состоит из трёх частей :

1) сжатое изложение текста

2) выполнение 7 заданий тестового характера с выбором ответа и 14 заданий с кратким ответом

3) написание сочинения – рассуждения на лингвистическую тему или сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста.

Таким образом, работа по подготовке к выполнению третьей части должна помочь учащимся систематизировать все знания по рассуждению, повторить стилевые типы рассуждения. В рамках элективного курса можно провести работу по обобщению особенностей текста рассуждения. Можно предложить детям задания:

1) прокомментируйте проблему. Для проблемы можно подобрать цитаты, проблемные высказывания известных людей. Например,

«На свете счастья нет, а есть покой и воля» (А.С. Пушкин)

«Правда – горькое питьё, неприятное на вкус, на зато восстанавливающее здоровье» (О.де Бальзак)

«Быть может, тайна всей жизни не в возможности всё сделать, а в возможности думать, что ты всё сделаешь»

«Где родился, там и пригодился» (Пословица).

Данная работа интересна и тем, что интересные цитаты могут использоваться в качестве аргументов в написании сочинения, они могут подбираться учениками и предлагаться для комментария одноклассникам.

2) Продолжите текст по вступлению

«Хорошее воспитание. Хорошие манеры. Что стоит за этими понятиями?»

3) Выразите своё отношение к поставленной проблеме.

· Что такое свобода?

· проблема памяти о своих истоках, о своём детстве

· проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов;

В процессе преподавания русского языка в старшей школе необходимо учитывать объективные закономерности педагогического процесса в старших классах: усложнение тематики и проблематики общения, необходимость работы с текстами различных стилей и типов речи, потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией, представленной в различной форме, а также умениями, связанными с созданием собственного речевого высказывания. Поэтому необходимо обратить внимание на формирование навыков рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; необходимо обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей.

В условиях классно-урочной системы текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания (смысловая информация, структура и набор языковых средств). Поэтому к тексту, по которому экзаменуемый пишет третью часть экзаменационного теста в ЕГЭ, предъявляются следующие требования:

текст должен соответствовать требованию «текстуальности» (внешней связности, внутренней осмысленности и т.п.);

текст должен учитывать возрастные особенности выпускника, содержание текста не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого;

текст должен способствовать реализации одной из целей экзаменационной работы: проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности – сознательным чтением. Поэтому он не должен быть слишком простым с точки зрения коммуникативного замысла автора и его реализации;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Этапы развития профессионального самосознания и особенности профориентационной работы педагога дополнительного образования
Под профессиональным самосознанием мы подразумеваем систему представлений человека о различных сторонах своей личности в контексте профессиональной деятельности. Разумеется, основной акцент необходимо делать на подростковой и юношеской возрастных группах, но это не значит, что в начальной школе не ...

Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормальной скорости психического развития, в котором ребенок, который достиг школьного возраста, продолжает находиться в кругу игровых, дошкольных интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и в ...

Исторический обзор развития специального образования в РФ
Одно из направлений в концепции модернизации системы образования России - новая модель обучения детей, имеющих проблемы в развитии, которые должны обеспечиваться психолого-педагогическим и медико-социальным сопровождением и специальными условиями обучения преимущественно в общеобразовательной массо ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru