Патриотическое воспитание на уроках литературы

Страница 6

(Называют «Заветы отца»)

Учащимся предлагается (в качестве эксперимента) придумать несколько эпитетов, характеризующих слово «ветер».

(Придумывают примерно такие: сильный, могучий, порывистый, шквальный, сбивающий с ног, лёгкий, ласковый…)

Учитель предлагает обратиться к тексту сказки, чтобы убедиться в богатстве изобразительно-выразительных средств, используемых Горьким для создания образа ветра.

(Учащиеся работают с текстом, приводят примеры:

«…Ветер ударил в нас в четырёх километрах от берега, ударил неожиданно, как трус и подлец…»

«…К ночи разгорается крепкий ветер, хитрый и злой ветер. Ласково дует, тихонько толкая в море, а потом подходит к вам незаметно и вдруг бросается на вас, точно вы оскорбили его…»

«…Ветер срывал верхушки волн и кропил нас, точно священник, только с лучшим усердием и совсем не для того, чтобы снять наши грехи…»

«…Ветер – дыхание злых дьяволов – любезно роет вам тысячи могил и бесплатно поёт реквием.

«…ветер переменился, густо хлынул к берегу, и нас понесло к земле…».

«…Мы неслись среди гор воды, присосавшись, точно улитки, к нашей кормилице, обессилевшие и онемевшие…»

– Кроме эпитетов, какие ещё изобразительно-выразительные средства использовал Горький? (Метафоры, сравнения, олицетворения).

IV Словарная работа в тетрадях.

Учитель: Алексей Максимович Горький, вынужденный не по своей воле в 1905 году покинуть Россию (о причинах вы узнаете, когда будете учиться в 11 классе) в письме из Италии к Антону Павловичу Чехову однажды написал: «Право же, настало время нужды в героическом: все хотят необычного, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше её, лучше, красивее…Немножко прикрасить человека – не велик грех; людям слишком часто и назойливо говорят, что они плохи, почти совершенно забывая, что они, – при желании своём, могут быть и лучше. Надо поучиться этому, ведь человек…всё-таки – самое великое на земле… Хула на человека, может быть, иногда и нужна, но похвала ему более необходима и, вероятно, полезнее хулы». И Горький создаёт особый жанр произведений – романтические сказки – очерки, которые можно назвать настоящим гимном мужеству, смелости, героизму, самоотверженности. «Заветы отцов» – пример такого произведения.

Романтизм – стремление показать в ярких образах высокое назначение человека.

Романтика-то, что создаёт эмоциональное, возвышенное отношение к чему-либо.

Романтик – тот, кто настроен романтически, склонен к мечтательности, к идеализации людей в жизни, кто проникнут романтикой, эмоционально возвышенно относится к чему-либо.

(И Горького, и Айвазовского по праву можно назвать «романтиками моря»)

Очерк – (у этого слова 4 значения, но нас интересует 4-ое) – небольшое литературное произведение, в основе которого лежит воспроизведение реальных фактов, событий, лиц, увиденных автором непосредственно в самой жизни.

«Заветы отцов» – пример такого произведения.

И осталось только выяснить значение слова «Завет».

Завет – наказ, наставление, завещание, данное последователям, потомкам.

Учитель: А теперь, когда вы имеете представление о лексическом значении этих слов, попробуйте сами сформулировать, что такое романтическая сказка – очерк, созданная Горьким.

(Надеюсь, что этот вопрос не вызовет затруднения в классе, и они ответят примерно так: «Произведение, в котором соединилось фантастическое и реальное, чтобы ярко, эмоционально рассказать о сильных, мужественных, храбрых, стойких, самоотверженных людях и чувствах).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Педагогические заметки:

Понятие и сущность игры
В начале была игра, а не слово, если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь малыша. Играя, ребенок почти бессознательно осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова- сигналы, реагирует ...

Особенности развития речи и требования к речи младших школьников
В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русого языка. Названиями основных разделов программы п ...

Чтение как средство обучения
Особенности чтения как речевой деятельности делают его весьма эффективным сред­ством обучения. Его положительная роль особенно ощути­ма в овладении языковым материалом: мнемическая дея­тельность, сопровождающая процесс чтения, обеспечивает запоминание языковых единиц, причем как изучаемых, так и но ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru