Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Все основы будущего гражданина закладываются в школе. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания гимназиста является актуальной задачей для педагога. Этим и определяется необходимость организации воспитательного процесса в классе через создание долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и вне учебная жизнь. Представленный проект воспитательной системы класса ориентирован на реальную жизнь, проблемы, которые решает общество, а именно обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью (согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»).
Центральное место в воспитательной системе школы занимает гражданско-патриотическое воспитание: формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; развитие познавательных интересов потребностей. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности).
Концептуальные основы
формирование ведущих качеств личности; практическая совместная деятельность педагога, родителей и учащихся;
оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
неразрывную связь с воспитательными факторами среды: внешкольными воспитательными учреждениями и организациями непрерывная педагогическая диагностика.
Предметом данного исследования является воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы.
Цель: создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках русского языка и литературы. Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.
Задачи:
Обучающая. Умению выделять основные положения в изучаемом материале, оформлению конспектов, рефератов, критическому сопоставлению различных точек зрения.
Просветительская. Приобщить к истории культуры и литературы, раскрыть удивительные человеческие судьбы.
Эстетическая. Донести непреходящий характер художественных ценностей.
Лингво-коммуникативная. Обогатить устную и письменную речь.
Воспитательная. Развить у школьников чувство патриотизма, ввести навыки научно-исследовательской работы. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.
Актуальность в том, что это патриотическое воспитание больше внедряется в учебную деятельность школы, в гуманитарные предметы. И ведутся много исследований по патриотическому воспитанию.
Педагогические заметки:
Литература - это искусство, к которому нужно уметь подойти
Литература - уникальный вид искусства, и ни один видеофильм или компьютерная игра не заменит общения с книгой. Учеников необходимо учить любить художественное слово, ценить искусство. Как сформировать читательскую активность? Как развить у учеников качества настоящих читателей, умения видеть и цени ...
Анализ результатов опытно-практической работы по определению форм
деятельности социального педагога в формировании самоконтроля поведения гиперактивных
подростков
Цель: произвести анализ результатов формирующего этапа опытно-практической работы по определении форм деятельности социального педагога в формировании самоконтроля поведения гиперактивных подростков. Итак, повторная диагностика показала положительную динамику по критерию "способность прилагать ...
Психологические механизмы воздействия игры на младших школьников
В теории игры К. Коффки, с точки зрения гештальтпсихологии, игре отводится огромнейшее значение в детском мире ребенка. Мир ребенка, согласно Коффке, похож на мир «примитивного человека», наделяющего живое и неживое мистическими свойствами, но такое обращение с вещами характерно только для детства. ...