Патриотическое воспитание на уроках литературы

Страница 8

Ни песни про вас не споют!

Заключительные вопросы.

– В се сказки Горького и почти все картины Айвазовского написаны в Италии и об Италии. Но что они дают русскому читателю и зрителю? И дают ли?

– Как вы понимаете смысл названия нашего урока «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь»?

Домашнее задание:

Прочитать «Песню о Соколе» и ответить на вопрос: почему произведение, в котором самое большое место отводится Ужу, называется «Песня о Соколе»?

Если останется время

Можно привести интересные факты и высказывания:

1. Более 6 тысяч картин создал Айвазовский. Они настолько завораживают, что чудится, будто волны вздымаются и вот-вот хлынут из рамы. Обычно люди стоят потрясённые при виде этой мощи. Всё насыщено поэтической правдой, любовью к жизни. Это к нему, Айвазовскому, можно по праву отнести пушкинские слова:

…Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нём означен,

Он духом создан был твоим…

Среди сотен картин великого мариниста есть одна, которая называется «Среди волн». Она, как и многие другие, написана в Италии. (Продемонстрировать ещё раз). Весь этот титанический труд потребовался великому мастеру, чтобы Образ Моря, тот единственный, к которому он стремился всю жизнь, явился во всей красоте и силе в этой картине. На восемьдесят первом году жизни Айвазовский натянул огромный холст, взошёл на помост и приступил к работе. Холст он разделил на две части: вверху тёмное грозовое небо, а под ним огромное бушующее море. А вот и центр, в нём, как в воронке, кипит первозданный хаос, из которого вздымаются две волны, они образуют два водяных конуса в центре кольца. Луч солнца озарил всю эту стихию, и обе вздымающиеся волны освещены до самой глубины, а белая пена между ними ещё светлее. Послушная кисть художника не отрывалась от полотна, а дух его витал среди волн и восторгался кипящим водоворотом прозрачных валов, игрою зеленовато-голубых и сиреневых тонов.

2. Годы жизни Айвазовского – 1817–1900, Горького – 1868–1936

3. «Искусство, – говорил Горький, – это красота, которую талант мог создать даже под деспотическим игом».

4. «Если человек опаршивеет – своди его в баню, вымой, надень чистую одежду – выздоровеет! А как же изнутри очистить человека?!» (Горький) Действительно, люди глазеют больше на красоты мира. Чем на красоты своей души.

5. Самые человечные чувства, по мнению Горького, – материнство и братство. «Прославим женщину – Мать, неиссякаемый источник всё побеждающей жизни!» – восклицал он в одной из «Сказок об Италии». – Прославим в мире Женщину-Мать, единую силу, перед которой покорно склоняется Смерть!» Горький создал целую галерею образов матерей, каждый из которых вырастает в символ Жизнеутверждающего начала.

6. Горький придавал особое значение началу произведения, его первой фразе. «Она, – говорил Алексей Максимович, – как в музыке, даёт тон всему произведению».

7. «Природу, как и прошлое, надо охранять как величайшую драгоценность, так как в природе ничто не повторяется, и никакая реконструкция, никакая копия не могут заменить оригинала» (Горький). «Может быть, в «Сказках об Италии» я несколько прикрасил итальянцев, но – природа их страны так хороша, что и люди её невольно кажутся, может быть, лучше, чем они есть на самом деле…»

8. В своих воспоминаниях о Горьком Юрий Анненский писал: «Мы с Петром Кончаловским (художником) побывали у Горького в Италии. В обычной жизни любивший шутку и балагурство, Горький с чрезвычайной опаской относился к созданию шутливых, лёгких, юмористических произведений. Получив у Горького настоящий заряд бодрости и веселья (по его выражению, «грустные в Италии не уживаются»), мы пели, хохотали, радуясь морю, солнцу, парусам, чайкам, гудению жуков, лиловому Везувию, розовым очертаниям Кипра, а потом вдруг услышали от Горького: «Тут, знаете, настоящий сезон праздников – чуть ли не ежедневные фейерверки, процессии, музыка и ликование народа. А как у нас, – думаю я – и извините – до слёз, до ярости завидно, и больно, и тошно.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Педагогические заметки:

Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной ...

Самообразование
Не зависимо от поля деятельности, каждый человек занимается самообразованием. Цели его диктуются общественным развитием, ведь важно не отставать в практике от теории своей профессиональной деятельности. При самообразовании педагог повышает свою квалификацию без предварительно созданных программ и с ...

Анализ современного состояния патриотического воспитания военнослужащих Российской армии по материалам социологических исследований и данных открытой печати
Анализируя результаты проведенных в 2005-2010 годах социологических исследований ценностных ориентаций военнослужащих, можно выделить 4 группы ценностей: 1) общенациональные, патриотические; 2) военно-корпоративные; 3) личностные материальные (меркантильные); 4) познавательные (эвристические) - хар ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru