Патриотическое воспитание на уроках литературы

Страница 8

Ни песни про вас не споют!

Заключительные вопросы.

– В се сказки Горького и почти все картины Айвазовского написаны в Италии и об Италии. Но что они дают русскому читателю и зрителю? И дают ли?

– Как вы понимаете смысл названия нашего урока «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь»?

Домашнее задание:

Прочитать «Песню о Соколе» и ответить на вопрос: почему произведение, в котором самое большое место отводится Ужу, называется «Песня о Соколе»?

Если останется время

Можно привести интересные факты и высказывания:

1. Более 6 тысяч картин создал Айвазовский. Они настолько завораживают, что чудится, будто волны вздымаются и вот-вот хлынут из рамы. Обычно люди стоят потрясённые при виде этой мощи. Всё насыщено поэтической правдой, любовью к жизни. Это к нему, Айвазовскому, можно по праву отнести пушкинские слова:

…Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нём означен,

Он духом создан был твоим…

Среди сотен картин великого мариниста есть одна, которая называется «Среди волн». Она, как и многие другие, написана в Италии. (Продемонстрировать ещё раз). Весь этот титанический труд потребовался великому мастеру, чтобы Образ Моря, тот единственный, к которому он стремился всю жизнь, явился во всей красоте и силе в этой картине. На восемьдесят первом году жизни Айвазовский натянул огромный холст, взошёл на помост и приступил к работе. Холст он разделил на две части: вверху тёмное грозовое небо, а под ним огромное бушующее море. А вот и центр, в нём, как в воронке, кипит первозданный хаос, из которого вздымаются две волны, они образуют два водяных конуса в центре кольца. Луч солнца озарил всю эту стихию, и обе вздымающиеся волны освещены до самой глубины, а белая пена между ними ещё светлее. Послушная кисть художника не отрывалась от полотна, а дух его витал среди волн и восторгался кипящим водоворотом прозрачных валов, игрою зеленовато-голубых и сиреневых тонов.

2. Годы жизни Айвазовского – 1817–1900, Горького – 1868–1936

3. «Искусство, – говорил Горький, – это красота, которую талант мог создать даже под деспотическим игом».

4. «Если человек опаршивеет – своди его в баню, вымой, надень чистую одежду – выздоровеет! А как же изнутри очистить человека?!» (Горький) Действительно, люди глазеют больше на красоты мира. Чем на красоты своей души.

5. Самые человечные чувства, по мнению Горького, – материнство и братство. «Прославим женщину – Мать, неиссякаемый источник всё побеждающей жизни!» – восклицал он в одной из «Сказок об Италии». – Прославим в мире Женщину-Мать, единую силу, перед которой покорно склоняется Смерть!» Горький создал целую галерею образов матерей, каждый из которых вырастает в символ Жизнеутверждающего начала.

6. Горький придавал особое значение началу произведения, его первой фразе. «Она, – говорил Алексей Максимович, – как в музыке, даёт тон всему произведению».

7. «Природу, как и прошлое, надо охранять как величайшую драгоценность, так как в природе ничто не повторяется, и никакая реконструкция, никакая копия не могут заменить оригинала» (Горький). «Может быть, в «Сказках об Италии» я несколько прикрасил итальянцев, но – природа их страны так хороша, что и люди её невольно кажутся, может быть, лучше, чем они есть на самом деле…»

8. В своих воспоминаниях о Горьком Юрий Анненский писал: «Мы с Петром Кончаловским (художником) побывали у Горького в Италии. В обычной жизни любивший шутку и балагурство, Горький с чрезвычайной опаской относился к созданию шутливых, лёгких, юмористических произведений. Получив у Горького настоящий заряд бодрости и веселья (по его выражению, «грустные в Италии не уживаются»), мы пели, хохотали, радуясь морю, солнцу, парусам, чайкам, гудению жуков, лиловому Везувию, розовым очертаниям Кипра, а потом вдруг услышали от Горького: «Тут, знаете, настоящий сезон праздников – чуть ли не ежедневные фейерверки, процессии, музыка и ликование народа. А как у нас, – думаю я – и извините – до слёз, до ярости завидно, и больно, и тошно.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Педагогические заметки:

Профессионально - этическое воспитание
Профессиональная этика - система моральных норм и моральных принципов поведения людей в определенной профессии. Это и общие нормы нравственного поведения в их специфическом выполнении, а также особые нормы в определенном виде профессиональной деятельности. В правоохранительной деятельности имеют сп ...

Исторический обзор развития специального образования в РФ
Одно из направлений в концепции модернизации системы образования России - новая модель обучения детей, имеющих проблемы в развитии, которые должны обеспечиваться психолого-педагогическим и медико-социальным сопровождением и специальными условиями обучения преимущественно в общеобразовательной массо ...

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru