Патриотическое воспитание на уроках литературы

Страница 4

Портрет А.М. Горького и фотографии «Горький на Капри».

Тетради по литературе с результатами выполнения домашнего задания: выписать из текста сказки заветы отца и подумать над их содержанием.

План урока:

Слово учителя – 3 мин.

Просмотр видеофрагментов с репродукциями картин Айвазовского и одновременное чтение отрывков с описанием моря из разных произведений Горького в сопровождении аудиозаписей «Звуки моря» – 9 мин.

Поисковая работа с текстом сказки – 5 мин.

Работа в тетради «Особенности романтической сказки – очерка. Словарная работа» – 5 мин.

Беседа «Заветы отца», – 20 мин.

Итог урока, домашнее задание – 3 мин.

Ход урока

I Вступительное слово учителя.

Наверное, каждый из нас бывал в такой ситуации, когда очарованный великолепным пейзажем, потрясающим видом, мечтал «остановить прекрасное мгновение». И останавливали, кто как мог: хватались за фотоаппарат или видеокамеру, кисточку или блокнот с ручкой, чтобы запечатлеть, выплеснуть свои эмоции на холсте или бумаге. Иногда окружающая природа настолько красива, что не хватает слов выразить свой восторг. И здесь помогают нам найти нужные слова писатели, чьё поэтическое видение мира и словарный запас «находят друг друга». И, как когда-то сказал Михаил Пришвин, «учитесь видеть природу, понимать её язык. Чем больше учитесь, тем сильнее увидите поэзию земли там, где её никогда не увидит человек, обладающий скудными знаниями».

Иван Константинович Айвазовский и Алексей Максимович Горький – люди разных поколений. Когда Айвазовскому исполнился 51 год, родился Горький. А умер Айвазовский, когда Горькому шёл 32-й год. Объединяла их самозабвенная любовь к морю. Один – родился в Феодосии, вырос на морском берегу и всю жизнь стремился к созданию живописного образа моря во всей его красоте и силе.

А другой (Горький) впервые увидел море, будучи взрослым, и, влюбившись в него раз и навсегда, создал такой прекрасный словесный образ моря, что его также по праву можно назвать художником, только не кисти, а слова. Вы только послушайте: «Воздух морской настолько вкусен, что его хочется не только вдыхать, но пить, глотать, жевать…Ночи здесь лёгкие, прекрасные, крылатые. Звёзды – маяки, через них повсюду видать. Нигде в другом месте нет такой приятной небесной карты. Лягте навзничь на гравий, следите за звёздами, слушайте музыку моря и… путешествуйте…» Давайте и мы сейчас с вами послушаем музыку моря, и помогут нам картины художника – мариниста Айвазовского и слова писателя Горького, одинаково потрясённых мощью и красотой моря.

II Просмотр видеофрагментов с картинами Айвазовского в сопровождении аудиозаписи «Звуки моря», одновременно выразительно читаются учениками (задание было дано заранее) отрывки из произведений Горького. (Создаётся словесно-зрительно-звуковой образ моря)

«…Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченный дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут – мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые; там – резкие, как обломки скал, матово-чёрные или коричневые. Между ними ласково блестели тёмно-коричневые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звёзд. Всё это: звуки и запахи, тучи и море было странно красиво и грустно, казалось началом мудрой сказки. И всё как бы остановилось в своём росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, превращаясь в печальные вздохи».(«Старуха Изергиль»)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Педагогические заметки:

Программа патриотического воспитания младших школьников "Без прошлого нет будущего"
Обоснование проблемы Воспитание патриотизма на культурно-исторических традициях родного народа, его потребностями и бытом имеет огромное значение, так как воспитание всегда народно и национально. Патриотическое воспитание имеет свои особенности, среди которых особое место отводится изучению истории ...

Нормативно-правовая основа реализации ПНП на территории муниципального образования г. Южно- Сахалинска
школьное образование муниципальный Национальный проект «Образование» В целях реализации проекта на территории области утвержден региональный сетевой план-график основных мероприятий на 2012 год. По направлению «Модернизация системы дошкольного образования» реализуется долгосрочная целевая программа ...

Методы активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики
Активизация мышления старших школьников на занятиях математики достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации учебной деятельности. Задача педагога - вызвать у учащихся интерес к занятию, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, направ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru