Патриотическое воспитание на уроках литературы

Страница 7

V Беседа по содержанию заветов отца.

(Опять включается магнитофон, и дети слышат звуки бушующего моря)

Учитель: Отец в час смерти, зная, что ему не избежать её, не испугался, не забыл о своём шестнадцатилетнем сыне, и нашёл силы и время передать ему всё, что считал важным. Дома вы должны были прочитать этот романтический очерк, выписать самые главные, на ваш взгляд, заветы отца и аргументировать свой выбор.

Итак, какие заветы отец оставил сыну и как вы понимаете эти заветы?

(Идёт обсуждение заветов отца)

«Если молод, не легко верить в опасность».

«Какая польза ковырять море спичками? Берегите силу, иначе тебя напрасно станут ждать дома».

«Всегда держаться так, как будто никого нет лучше тебя и нет никого хуже. Дворянин и рыбак, священник и солдат – одно тело, и ты такой же необходимый член его, как все другие».

«Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего, – думай, что хорошего больше в нём, – так это и будет».

«Люди делают то, что спрашивают у них».

«Помни, что всё хорошее от человека».

Учитель:

К какому выводу пришёл сын погибшего рыбака после событий 50-летней давности, хотя и утверждает, что «они люди простые и не умеют говорить так красиво, как хотелось бы, и что чувствуют и знают всегда больше, чем могут сказать»?

(Учащиеся, скорее всего, не затруднятся с ответом и обязательно приведут цитаты из текста, что «67 лет прожил сын и может сказать, что всё, что внушил отец, – верно!» Что «рассказ об отце требует особенных слов, может, даже песен»).

Он и сам, этот старый и опытный рыбак, прожив долгую жизнь, может оставить свои заветы молодым: «Люди таковы, какими вы хотите видеть их. Смотрите на них добрыми глазами, и вам будет хорошо, им – тоже. От этого они станут ещё лучше, вы – тоже! Это – просто!»

«Приглядевшись к людям, я знаю, помнить – это всё равно, что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего, – уж это так, поверьте!»

Многое пережил сын за долгие годы, и многое понял

Учитель: Как вы думаете, почему в тот день не погиб мальчик? Что укрощало его страх?

(Наверняка, дети скажут о том, что мужество, огромная сила воли и вера отца помогли сыну выжить).

VI Итог урока.

Учитель: Алексей Максимович Горький сам был человеком неугомонным, с активной жизненной позицией и не терпел людей пассивных, инертных. Он как-то шутливо написал своему сыну Максиму, пожаловавшемуся на отсутствие покоя: «Это, брат, хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые ищут покой, – при жизни становятся покойниками, скучнейший народ…». А в своём рассказе «Часы» он продолжил эту мысль: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую».

Вам ещё предстоят встречи с замечательными романтическими легендами Горького о Данко, Ларре, Марке, Соколе, Девушке, которая не побоялась встречи с самой Смертью и отстояла право на любовь.

Но, завершая сегодняшний урок, всё-таки хочется привести слова из горьковской легенды о Марко, юноше, который бросился за своей любимой в волны Дуная и был обвинён в безрассудстве очень осторожными людьми:

…А Марка – уж нету…

Но всё же

От Марка хоть песня осталась.

А вы на земле проживёте,

Как черви слепые живут:

Ни сказок о вас не напишут,

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Педагогические заметки:

Опрос учащихся по плану и применение беседы на уроках
Изучение истории через произведение живописи, историческую беллетристику, кино объективно необходимо, так как повышает интерес к истории, расширяет знания, а главное – поднимает на новую ступень качественное видение, понимание прошлого. Такой образности конкретности, колорита эпохи, таких переживан ...

Проектирования урока в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Чтобы создать проект урока, учителю нужно: 1) определить результат урока в виде формируемой детской способности (дети должны открыть для себя новый способ действий; обнаружить, что они умеют работать каким-то способом, и осмыслить, когда и как они его применяют; научиться работать каким-то способом ...

Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции
Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru