Можно провести небольшую викторину по «Заветам отца» с целью проверки: внимательно ли они читали текст (перед беседой по содержанию):
Сколько лет старику, который рассказал Горькому эту историю? (56)
Сколько лет было отцу и ему, когда произошла эта история? (40 и 16)
Как называется профессиональная болезнь рыбаков? (Ревматизм)
Разбойник честнее чего? А люди честнее чего, по выражению старика? (Разбойник честнее ветра, а люди честнее стихии).
Пеццони – это что? (Это тонкая и вкусная рыба с розовыми плавниками).
Как ещё называют пеццони? (Её называют ещё «коралловой рыбой», потому что она водится там, где есть кораллы, т.е. очень глубоко).
Что представляет собой барка? (Маленькая лодка).
Киль у барки – это где? (Нос)
Люди, которые ведут опасную жизнь, какие, по выражению Горького? (Добрые)
Что ответил отец сыну на слова: «Время ли тебе учить меня? На земле ты не делал этого.» (На земле я не чувствовал смерти так близко).
Цикада – это кто? (хоботное прыгающее насекомое, самцы которого издают характерные стрекотания).
Кто знает старый моряцкий завет? (один за всех, и все за одного)
Продолжите сравнения из «Заветов отца»
– наша барка хрустит как что? (точно орех под каблуком сапога)
– рёбра скал острые как что? (как ножи, как когти дьявола)
– ветер срывал верхушки волн и кропил нас, как кто? (точно священник, только с лучшим усердием и совсем не для того, чтобы смыть наши грехи).
– Описывая бурю на море, рыбак сказал, что они были как пара кого? В стае какой? (точно пара кроликов в стае белых псов, отовсюду скаливших зубы на нас).
– Ветер выл как кто? (Как зверь)
Примечание для словарной работы
Если кто-то из детей полюбопытствует, а какие ещё значения есть у слова очерк (ведь учитель сказал, что их 4.)
Контур, очертание (Туманные очерки предметов)
Словесное изображение, описание (устар.), (Очерк характера Молчалина)
Изложение какого-то материала, дающее общее представление об описываемом (Составьте очерк развития русской поэзии).
Небольшое литературное произведение, в основе которого лежит воспроизведение реальных фактов, событий, лиц, увиденных автором непосредственно в самой жизни.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания.
В нашем современном мире вводится много нововведений на уроках русского языка и литературы по патриотическому воспитанию. Что бы было все интересно и познавательно, учитель должен знать все азы воспитания в целом и вызвать патриотизм в сердцах учеников.
Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека. Итак, мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с защитой человека.
Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
Педагогические заметки:
Теоретические предпосылки повышения эффективности систем
патриотического воспитания военнослужащих
Начало советского периода российской истории характерно полным "сломом" системы воспитания патриотизма военнослужащих. В новых условиях она была заменена системой интернационального, классового воспитания, которая действовала до 1940 года. Неудачи войск в советско-финской войне, нарастани ...
Этапы развития профессионального самосознания и особенности
профориентационной работы педагога дополнительного образования
Под профессиональным самосознанием мы подразумеваем систему представлений человека о различных сторонах своей личности в контексте профессиональной деятельности. Разумеется, основной акцент необходимо делать на подростковой и юношеской возрастных группах, но это не значит, что в начальной школе не ...
Роль решения задач в процессе обучения физике
В последнее время наблюдается тенденция усиления внимания к решению задач при обучении физике, и им отводится значительная часть курса. Решение задач выступает и как цель, и как метод обучения. Метод решения задач с успехом используется учителями при изложении нового учебного материала и его закреп ...