Экспериментальное исследование проводилось на базе средней школы №77 г. Ульяновска. Для проведения исследования было привлечено 30 учащихся вторых классов.
Контрольную группу составили 15 детей 2 «Б» класса. В экспериментальную группу вошли 15 учащихся 2 «А» класса.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа.
Для исследования были использованы следующие методики: анкетирование и наблюдение.
Эксперимент проводился с учащимися контрольной и экспериментальной групп отдельно, и состоял в выборе ответа на вопросы анкеты. Анкета состоит из восьми вопросов. Экспериментатор предлагает ответить на вопросы анкеты.
Оценка результатов:
7 – 8 правильных ответов – высокий уровень;
4 – 6 правильных ответов – средний уровень;
1– 3 правильных ответов – низкий уровень.
Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Эколого-экономические знания и элементы эколого-экономической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты.
Средний уровень: недостаточное знание эколого-экономических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Эколого-экономические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Низкий уровень: незнание эколого-экономических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень эколого-экономических знаний и культуры.
Цель: выявить уровень сформированности эколого-экономической культуры и эколого-экономических знаний у учащихся.
По Цветковой И.В. можно выделить три этапа эколого-экономической культуры. Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей эколого-экономической культуры второклассник, связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения - к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и их влиянием на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.
Показатели сформированности эколого-экономической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:
интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребенка их анализировать;
участием в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
общением с представителями животного и растительного мира, вызванном в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.
Опираясь на выделенные критерии, по которым можно судить о сориентированности эколого-экономической культуры ребенка, нами были составлены вопросы.
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа (согласен; не согласен).
Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.
согласен не согласен
Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.
согласен не согласен
Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
согласен не согласен
Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.
согласен не согласен
Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.
согласен не согласен
Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.
согласен не согласен
Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.
согласен не согласен
Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
согласен не согласен
Также нами была составлена анкета для выявления уровня эколого-экономических знаний.
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа
Педагогические заметки:
Дидактика. Метод и приёмы обучения
Дидактика - это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. Слово "дидактика" происходит от греческого "дидактикос", что означает "обучающий". Предметом дидактики является процесс обучения, его закономерности. Дидактику определяют как общую теорию ...
Нормативно-правовая основа реализации ПНП на территории
муниципального образования г. Южно- Сахалинска
школьное образование муниципальный Национальный проект «Образование» В целях реализации проекта на территории области утвержден региональный сетевой план-график основных мероприятий на 2012 год. По направлению «Модернизация системы дошкольного образования» реализуется долгосрочная целевая программа ...
Исторические условия развития и становления дагестанской народной
педагогики
Дагестанская народная педагогика - это часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий народами страны и мира. Многие традиции обучения, направленные на развитие человека, а также обычаи народностей Дагестана своими корнями уходят в глубокую древность. Сегодня есть ве ...