Психолого-педагогические основы творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Информация о педагогике » Развитие творческой активности детей дошкольного возраста средствами народного искусства » Психолого-педагогические основы творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Определяя влияние устного народного творчества на формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста, мы обратились к философским работам по проблемам творческой активности и художественного творчества (Е.А.Ануфриев, Ю.Б.Борев, Ю.Ф.Бухалов, Г.Л.Ермаш, А.И.Лилов, Я.А.Пономарёв и другие), исследованиям по проблемам психологии детского творчества (Л.С.Выготского, Л.А.Венгера, Е.И.Игнатьева, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова и других).

Для большинства исследований, посвященных изучению творческой активности, исходным моментом в её определении служит философская категория, рассматривающая активность, как внутренне присущее свойство материи, которое выражает её способность к самодвижению, самоизменению, саморазвитию.

Понятие «активность» в научной литературе рассматривается неоднозначно.

Активность в работах отечественных педагогов, психологов, философов рассматривается как мера деятельности, возможность взаимодействия субъектов.

Активность определяется и как относительно устойчивое свойство личности. Важным, на наш взгляд, в определении творческой активности является рассмотрение её психологического аспекта.

В научной литературе активность личности определяется, как способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве. Определяя активность личности, важно учитывать внутреннюю мотивацию деятельности и субъективное отношение к ней человека, что имеет большое значение для формирования творческой активности.

Высшей формой активности человека и одновременно её характеристикой признаётся творчество, творческая же активность определяется как активность человека в том или ином виде творчества –научном, техническом, художественном и других, приобретающая существенные признаки и специфические особенности творчества. Из этого следует, что творчество и активность – понятия взаимодействующие, взаимопроникающие, оказывающие влияние друг на друга. Исходя из этого, мы сочли необходимым рассмотреть вопрос о том, что представляет собой творчество.

Понятие творчества, как говорил В.И.Андреев, в научной литературе также неоднозначно, как и понятие активности. Оно рассматривается в двух аспектах: философском и психологическом. Психология рассматривает сам процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества.

Петровский отмечал в своей книге что, творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

Краткий психологический словарь дает следующее определение: «Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, универсальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной деятельности, а также потребность личности в самоактуализации, в раскрытии, расширений своих созидательных возможностей».

В толковом словаре В. Даля дается следующее определение: «Творчество - творенье, сотворенье, созидание как деятельное свойство».

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Патриотическое воспитание на уроках русского языка
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России изменения, вызванные перех ...

Спартанское воспитание
Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца война. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов. Элементы воинской дисциплины прививались с детства. С 7 до 20 лет спартанец проходил обучение, по ...

Актуальность педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни
И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru