Анализ научно-методической литературы свидетельствует о необходимости коренного изменения организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. В системе физического воспитания переосмысливаются цели, содержание, методика, формы урочных и внеурочных занятий. Многие недостатки физического воспитания учащихся объясняются общим состоянием нашей школы, которой нередко присущ догматизм, авторитаризм, обезличенность. Задачи физического воспитания в течение длительного времени носили, в основном, прикладной характер под девизом: "Готов к труду и обороне!", отсюда возникла обезличенность учебно-воспитательного процесса.
В ходе обучения учителям не удается приобщить основную массу учащихся к систематическим занятиям физической культурой. Выпускники школ слабо владеют способами творческого использования полученных знаний, часто оказываются беспомощными при подборе средств самосовершенствования, оценке своих возможностей, организации элементарных условий для занятий. Школьная система физического воспитания должна создать условия для раскрытия и развития не только физических способностей, но и духовных, нравственных качеств.
Исходя из запросов современного общества, необходимо предпринять существенные меры для перестройки физического воспитания в школе, прежде всего, уточнить цели и задачи школьной системы физического воспитания. Здесь существует несколько подходов.
Учитывая, что состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу, цель физического воспитания школьников направлена на решение оздоровительных задач.
Но свести суть физического воспитания к решению только оздоровительных задач - это значит существенно обеднить смысл и назначение физического воспитания в целом. Одними средствами физического воспитания добиться здоровья школьников невозможно. Занятия физической культурой - лишь одно из условий, от которого зависит здоровье ребенка.
Необходимо отметить, что есть и другие подходы. Цель физического воспитания - формирование физической культуры личности. Например, задачи физического воспитания направлены на углубленное изучение одного вида спорта (баскетбола, волейбола). В.И. Лях и др., считают, что цель физического воспитания заключается в содействии всестороннему развитию личности. Точка зрения на этот счет В.Н. Шаулина другая: "Декларирование всесторонности (всесторонность недостижима по определению: нельзя охватить все, распылять внимание) отвлекает от основного, затмевая тем самым истинные намерения". По его мнению, физическое воспитание должно быть направлено на разностороннее развитие личности. Задачи носят образовательный характер, акцент делается на обучение школьников двигательным навыкам и умениям, вооружение учащихся умениями и способами самостоятельного воздействия на свою телесность, получение знаний о своем организме на занятиях по физической культуре.
Существуют и иные суждения о цели физического воспитания в школе, которые сводятся, главным образом, к тренировочной направленности, к так называемой кондиционной тренировке, развитию физических качеств. Задачи носят тренирующее направление: повышение уровня двигательной подготовленности детей на уроках, улучшение функционального состояния, приучение к занятиям физическими упражнениями.
Целью общего среднего физкультурного образования должно быть обучение школьников основам самостоятельной двигательной деятельности. Задачи физического воспитания носят образовательный характер и направлены на обучение школьников основам физкультурно-оздоровительной деятельности.
Наряду с целевыми установками, к важным аспектам перестройки физического воспитания в школе относятся содержание и структура разрабатываемых программ. Болиенков В.Г. рекомендует в содержание физического воспитания включать до 80 % аэробных упражнений циклического характера. По мнению других авторов, содержание должно основываться на углубленном освоении одного или нескольких видов физических упражнений, видов спорта.
Программное содержание материала уроков физической культуры должно состоять из двух основных частей: базовой и вариативной. У этих же ученых существует еще один подход к содержанию физического воспитания, направленный на развитие двигательных способностей.Существуют иные подходы, предусматривающие выведение урока физической культуры из школьного расписания и необходимость поиска новых форм организации физкультурного воспитания в школе. Есть иные суждения, где содержание направлено на физическую подготовку. В этом направлении содержание уроков физической культуры построено на базовых средствах двигательной деятельности и базовых основах избранного вида спортивной специализации.
Существенные перемены должны произойти в методике проведения занятий. В настоящее время педагогический процесс строится преимущественно на репродуктивных методах, мало учитываются индивидуальные способности учащихся и учителя.
Педагогические заметки:
Особенности активизации мыслительной
деятельности учащихся старших классов на уроках математики
Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки. Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся. Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. ...
Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами
народного искусства
Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрыва ...
Сущность и причины гиперактивности в подростковом возрасте
Гиперактивность -это
встречающаяся в детском и подростковом возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гип ...