Содержание и методика занятий по трудовому обучению в специальных дошкольных учреждениях

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Содержание и методика занятий по трудовому обучению в специальных дошкольных учреждениях

Страница 1

Занятия со старшими дошкольниками являются самым сложным периодом обучения труду. Это объясняется разнородностью состава детей по степени сформированности уровня трудовой деятельности. Поэтому перед нами в первую очередь стояла задача адекватной оценки состава дошкольников и их знаний и умений.

В обучающем эксперименте участвовало 15 воспитанников специального детского сада для детей с нарушениями интеллекта в возрасте 6-7 лет с диагнозом "олигофрения в степени дебильности". Перед обучением все дети были обследованы по методике констатирующего эксперимента. Обучение проводилось в 2001-2002 учебном году в специальном детском саду для детей с нарушениями интеллекта №523 г.Москва.

В процессе обучающего эксперимента было проведено 24 фронтальных занятий, продолжительностью 35 минут, и по 9 индивидуальных занятий с каждым ребенком по 15 минут.

Формирование трудовых представлений осуществлялось в рамках предусмотренных программой "Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста" (1991) 4-го года обучения.

В процессе трудового воспитания старших дошкольников нужно было постоянно наблюдать за успехами детей, чтобы выяснить их возможности и затруднения при овладении трудом. Тщательное изучение деятельности детей на занятиях, анализ выполненных работ, сопоставление с первоначальными знаниями и умениями и ряд других показателей являлись основанием для определения групп детей. Это позволит в школьном обучении осуществлять к ним дифференцированный подход и тем самым способствовать продвижению детей.

Наблюдения за старшими дошкольниками показали, что дети по-разному проявляют себя на занятиях. Большинство умственно отсталых детей с кажущейся охотой брались за изготовление изделий, но их заинтересованность была кратковременна, нестойка. Они быстро охладевали к работе, особенно когда нужно было что-то переделать, исправить. Некоторые дошкольники не проявляли интерес к занятиям, сразу отказывались от изготовления, говоря, что они не смогут выполнить изделие, или молча перебирали лежащие перед ними предметы. На протяжении всего занятия им нужны были постоянные побуждения, подбадривание и помощь. Поэтому перед нами стояла задача заинтересовать детей практической деятельностью, этим способствуя воспитанию трудолюбия, настойчивости.

Как правило, дети старшего дошкольного возраста на занятиях были невнимательны, не могли спокойно сидеть за партой, не выслушивали до конца инструкцию, без разрешения брали то, что лежит на столе. Ребята не знали правил поведения, не умели общаться друг с другом, правильно обращаться к воспитателю. Они не могли организовать свое рабочее место, убрать его, не знали правил безопасной работы. Исходя из этого, большое значение имело было уделено формированию у детей организационных умений.

На занятиях старшие дошкольники приобретали простейшие знания о таких материалах, как пластилин, бумага, нитки, природный материал; получали сведения о назначении, применении и свойствах этих материалов, отдельных инструментов (ножницы, гладилка, кисточка, игла) и приспособлений (шаблон, мерочка, наперсток). Эти знания элементарны и невелики по объему. Но они расширяют кругозор детей, помогают их заинтересовать и служат фундаментом для дальнейшего обучения.

Старшие дошкольники с нарушениями интеллекта двигательно неловки, заторможенны или, наоборот, суетливы и беспокойны. Вещи падали у них с парт, руки и пальцы рук слабые, движения некоординированные. Дети затруднялись при выполнении движений распределять мышечные усилия, сопели и от усердия высовывали язык, но далеко не всегда могли размять кусок пластилина, провести линию, не сдвинув шаблон с места. Зачастую они не могли правильно держать карандаш и равномерно нажимать им при проведении линий. Поэтому старших дошкольников мы обучали простейшим, вначале безорудийным, а затем орудийным приемам, таким, как сгибание бумаги, скатывание, сплющивание и вытягивание пластилина, резание ножницами по прямым и кривым линиям и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Понятие и сущность игры
В начале была игра, а не слово, если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь малыша. Играя, ребенок почти бессознательно осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова- сигналы, реагирует ...

Аппликация как вид деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР
Аппликация (в переводе с лат.- накладывание) – метод создания художественных изображений из разных фигур, форм, вырезанных из материала и наклеенных либо нашитых на соответствующий фон. В аппликации используются самые разные материалы: сукно, береста, войлок, кожа, бумага, соломка, ткань. Различные ...

Сущность и причины гиперактивности в подростковом возрасте
Гиперактивность -это встречающаяся в детском и подростковом возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гип ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru