Занятия со старшими дошкольниками являются самым сложным периодом обучения труду. Это объясняется разнородностью состава детей по степени сформированности уровня трудовой деятельности. Поэтому перед нами в первую очередь стояла задача адекватной оценки состава дошкольников и их знаний и умений.
В обучающем эксперименте участвовало 15 воспитанников специального детского сада для детей с нарушениями интеллекта в возрасте 6-7 лет с диагнозом "олигофрения в степени дебильности". Перед обучением все дети были обследованы по методике констатирующего эксперимента. Обучение проводилось в 2001-2002 учебном году в специальном детском саду для детей с нарушениями интеллекта №523 г.Москва.
В процессе обучающего эксперимента было проведено 24 фронтальных занятий, продолжительностью 35 минут, и по 9 индивидуальных занятий с каждым ребенком по 15 минут.
Формирование трудовых представлений осуществлялось в рамках предусмотренных программой "Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста" (1991) 4-го года обучения.
В процессе трудового воспитания старших дошкольников нужно было постоянно наблюдать за успехами детей, чтобы выяснить их возможности и затруднения при овладении трудом. Тщательное изучение деятельности детей на занятиях, анализ выполненных работ, сопоставление с первоначальными знаниями и умениями и ряд других показателей являлись основанием для определения групп детей. Это позволит в школьном обучении осуществлять к ним дифференцированный подход и тем самым способствовать продвижению детей.
Наблюдения за старшими дошкольниками показали, что дети по-разному проявляют себя на занятиях. Большинство умственно отсталых детей с кажущейся охотой брались за изготовление изделий, но их заинтересованность была кратковременна, нестойка. Они быстро охладевали к работе, особенно когда нужно было что-то переделать, исправить. Некоторые дошкольники не проявляли интерес к занятиям, сразу отказывались от изготовления, говоря, что они не смогут выполнить изделие, или молча перебирали лежащие перед ними предметы. На протяжении всего занятия им нужны были постоянные побуждения, подбадривание и помощь. Поэтому перед нами стояла задача заинтересовать детей практической деятельностью, этим способствуя воспитанию трудолюбия, настойчивости.
Как правило, дети старшего дошкольного возраста на занятиях были невнимательны, не могли спокойно сидеть за партой, не выслушивали до конца инструкцию, без разрешения брали то, что лежит на столе. Ребята не знали правил поведения, не умели общаться друг с другом, правильно обращаться к воспитателю. Они не могли организовать свое рабочее место, убрать его, не знали правил безопасной работы. Исходя из этого, большое значение имело было уделено формированию у детей организационных умений.
На занятиях старшие дошкольники приобретали простейшие знания о таких материалах, как пластилин, бумага, нитки, природный материал; получали сведения о назначении, применении и свойствах этих материалов, отдельных инструментов (ножницы, гладилка, кисточка, игла) и приспособлений (шаблон, мерочка, наперсток). Эти знания элементарны и невелики по объему. Но они расширяют кругозор детей, помогают их заинтересовать и служат фундаментом для дальнейшего обучения.
Старшие дошкольники с нарушениями интеллекта двигательно неловки, заторможенны или, наоборот, суетливы и беспокойны. Вещи падали у них с парт, руки и пальцы рук слабые, движения некоординированные. Дети затруднялись при выполнении движений распределять мышечные усилия, сопели и от усердия высовывали язык, но далеко не всегда могли размять кусок пластилина, провести линию, не сдвинув шаблон с места. Зачастую они не могли правильно держать карандаш и равномерно нажимать им при проведении линий. Поэтому старших дошкольников мы обучали простейшим, вначале безорудийным, а затем орудийным приемам, таким, как сгибание бумаги, скатывание, сплющивание и вытягивание пластилина, резание ножницами по прямым и кривым линиям и др.
Педагогические заметки:
История становления
социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в России
Длительная история становления социальной помощи в России берет начало от возникновения специальных учреждений — богаделен. По определению энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, богадельня (от слова «бога дела», то есть для бога) — заведение для призрения лиц, почему бы то ни было не способ ...
Принципы построения методики изучения стохастической линии
Исходя из анализа всей вышеперечисленной литературы, при построении методики изучения стохастической линии в основной школе необходимо учитывать следующие важные моменты: · Содержание материала, обязательно изучаемого в рамках данной линии в средней школе, определяется требованиями государственного ...
Опрос учащихся по плану и применение беседы на уроках
Изучение истории через произведение живописи, историческую беллетристику, кино объективно необходимо, так как повышает интерес к истории, расширяет знания, а главное – поднимает на новую ступень качественное видение, понимание прошлого. Такой образности конкретности, колорита эпохи, таких переживан ...