Опрос учащихся по плану и применение беседы на уроках

Информация о педагогике » Самостоятельная работа учащихся на уроках истории » Опрос учащихся по плану и применение беседы на уроках

Страница 1

Изучение истории через произведение живописи, историческую беллетристику, кино объективно необходимо, так как повышает интерес к истории, расширяет знания, а главное – поднимает на новую ступень качественное видение, понимание прошлого. Такой образности конкретности, колорита эпохи, таких переживаний и раздумий, такого проникновения в мир человеческих отношений не могут дать ни учебник, ни урок. Поэтому использование какого-то, отвечающего реальным возможностям, минимума этих источников обязательно.

Перед учителем стоит задача помочь ученику из огромных ресурсов памяти выбрать то, что необходимо для сознательного освоения нового материала понимания основных явлений и самого исторического процесса.

Поиски привели к выработке приема “логических” заданий. При постановке такого задания ученик деятельно слушает рассказ учителя, он запоминает и думает. Задание может быть сформулировано по-разному. Оно может потребовать оценку, установление причин, значения. Такого рода задание дается не только к рассказу, но и документу, иллюстрации, кинокадрам, возможны логические задания и к содержанию всего урока. Однако необходимо осложнять задания, видоизменять характер и тип работы ученика, с тем, чтобы формировались различные умения, и сознательнее становился процесс усвоения материала.

Мышление – это всегда искание и открытие существенно нового. Учитель, преподающий историю в школе, должен направлять мыслительную деятельность учащихся на анализ изучаемых исторических событий и явлений, должен научить учащихся делать из результатов анализа необходимые выводы, а также помогать им раскрывать взаимную обусловленность исторических событий, их причинно-следственные связи и взаимосвязь.

Решение психологической задачи достигается правильными принципами отбора методов обучения и приемов в зависимости от конкретной познавательной задачи урока, от содержания изучаемого материала, возраста и умений учащихся.

Важнейшей задачей является развитие мыслительной деятельности учащихся как одной из целей и одного из условий обучения истории.

В качестве приемов позволяющих развивать мыслительную деятельность подростков используют планирование, беседу, наглядный материал, письменные работы, сравнительный анализ, работы с таблицами и схемами, учебные игры.

Задачи развития исторического мышления учащихся, формирование у них умственной самостоятельности требует и соответствующих методов, приемов и средств обучения.

Одной из задач современной школы является подготовка такого выпускника, в сознании которого сформирован образ мира во всем его многообразии и единстве.

При объяснении учебного материала целесообразно пользоваться записанным на доске планом, ставя перед учениками вопросы при переходе от одного пункта плана к другому, каждый раз решая новые мыслительные задачи.

Например, заканчивая на уроке в 5-м классе, при изучении темы “Вторая Пуническая война”, рассказ о битве при Каннах, учитель задает ученикам риторические вопросы: “Как же вышли римляне из того тяжелого положения, в котором они очутились после разгрома при Каннах? Каков был ход войны после этой битвы?”. Эти вопросы переключают внимание учеников на рассмотрение второго пункта плана – «Война на истощение сил» – ставят перед ними новую мыслительную задачу, решение которой возможно решить лишь при внимательном прослушивании следующей части рассказа учителя.

К плану учитель возвращается и при закреплении изученного материала.

– О чем мы узнали на сегодняшнем уроке? – спрашивает учитель учеников 6-го класса, после объяснения темы “Культура раннего средневековья”.

Пользуясь планом, ученики выделяют последовательно узловые пункты изученной темы:

- упадок античной культуры в раннем средневековье;

- как в ранние средневековья люди представляли себе мир;

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Коррекция навязчивых мыслей и действий
При коррективном воспитании детей с этим недостатком характера необходима тактика твердого, уверенного и в то же время бережного отношения. Вследствие того, что речь идет о неустойчивых и чрезмерно впечатлительных детях, то приходится считаться с сильным недоверием, большим критическим отношением р ...

Принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация
Принципы воспитательного процесса (принципы воспита­ния) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотре ...

Чтение как средство обучения
Особенности чтения как речевой деятельности делают его весьма эффективным сред­ством обучения. Его положительная роль особенно ощути­ма в овладении языковым материалом: мнемическая дея­тельность, сопровождающая процесс чтения, обеспечивает запоминание языковых единиц, причем как изучаемых, так и но ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru