Опрос учащихся по плану и применение беседы на уроках

Информация о педагогике » Самостоятельная работа учащихся на уроках истории » Опрос учащихся по плану и применение беседы на уроках

Страница 1

Изучение истории через произведение живописи, историческую беллетристику, кино объективно необходимо, так как повышает интерес к истории, расширяет знания, а главное – поднимает на новую ступень качественное видение, понимание прошлого. Такой образности конкретности, колорита эпохи, таких переживаний и раздумий, такого проникновения в мир человеческих отношений не могут дать ни учебник, ни урок. Поэтому использование какого-то, отвечающего реальным возможностям, минимума этих источников обязательно.

Перед учителем стоит задача помочь ученику из огромных ресурсов памяти выбрать то, что необходимо для сознательного освоения нового материала понимания основных явлений и самого исторического процесса.

Поиски привели к выработке приема “логических” заданий. При постановке такого задания ученик деятельно слушает рассказ учителя, он запоминает и думает. Задание может быть сформулировано по-разному. Оно может потребовать оценку, установление причин, значения. Такого рода задание дается не только к рассказу, но и документу, иллюстрации, кинокадрам, возможны логические задания и к содержанию всего урока. Однако необходимо осложнять задания, видоизменять характер и тип работы ученика, с тем, чтобы формировались различные умения, и сознательнее становился процесс усвоения материала.

Мышление – это всегда искание и открытие существенно нового. Учитель, преподающий историю в школе, должен направлять мыслительную деятельность учащихся на анализ изучаемых исторических событий и явлений, должен научить учащихся делать из результатов анализа необходимые выводы, а также помогать им раскрывать взаимную обусловленность исторических событий, их причинно-следственные связи и взаимосвязь.

Решение психологической задачи достигается правильными принципами отбора методов обучения и приемов в зависимости от конкретной познавательной задачи урока, от содержания изучаемого материала, возраста и умений учащихся.

Важнейшей задачей является развитие мыслительной деятельности учащихся как одной из целей и одного из условий обучения истории.

В качестве приемов позволяющих развивать мыслительную деятельность подростков используют планирование, беседу, наглядный материал, письменные работы, сравнительный анализ, работы с таблицами и схемами, учебные игры.

Задачи развития исторического мышления учащихся, формирование у них умственной самостоятельности требует и соответствующих методов, приемов и средств обучения.

Одной из задач современной школы является подготовка такого выпускника, в сознании которого сформирован образ мира во всем его многообразии и единстве.

При объяснении учебного материала целесообразно пользоваться записанным на доске планом, ставя перед учениками вопросы при переходе от одного пункта плана к другому, каждый раз решая новые мыслительные задачи.

Например, заканчивая на уроке в 5-м классе, при изучении темы “Вторая Пуническая война”, рассказ о битве при Каннах, учитель задает ученикам риторические вопросы: “Как же вышли римляне из того тяжелого положения, в котором они очутились после разгрома при Каннах? Каков был ход войны после этой битвы?”. Эти вопросы переключают внимание учеников на рассмотрение второго пункта плана – «Война на истощение сил» – ставят перед ними новую мыслительную задачу, решение которой возможно решить лишь при внимательном прослушивании следующей части рассказа учителя.

К плану учитель возвращается и при закреплении изученного материала.

– О чем мы узнали на сегодняшнем уроке? – спрашивает учитель учеников 6-го класса, после объяснения темы “Культура раннего средневековья”.

Пользуясь планом, ученики выделяют последовательно узловые пункты изученной темы:

- упадок античной культуры в раннем средневековье;

- как в ранние средневековья люди представляли себе мир;

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Гуманистические концепции воспитания
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное раз­витие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких от­ношений употребляется термин «гуманное воспитание». Послед­ний предполагает особую заботу общества об образоват ...

Педагогическая концепция
И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широку ...

Средства и методы коррекции нарушений осанки
По данным НИИ у 40-80 % подростков, на сегодняшний день, выявлено нарушение осанки. Между нарушениями осанки и болезнями позвоночника нет общей границы. На осанку негативно влияют неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, и хронические о ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru