Полученные данные представим на диаграмме (рис. 5).
Рисунок 5 - Общие результаты контрольной диагностики творческого воображения учащихся 2 «А» класса (%)
Итак, сделаем следующие выводы:
На контрольном этапе, по показателю «количественная продуктивность деятельности» основная масса детей со второго и третьего уровня достигла четвертого, пятого и шестого.
Наибольшее число детей относится к четвертому уровню развития творческого воображения (45%), в то время как на диагностическом этапе наибольшее число детей относилось к третьему уровню (50 %).
Количество детей, относящихся к первому уровню нет, тогда как на диагностическом этапе их было 20%. Количество детей относящихся ко второму уровню увеличилось с 5% до 15%. К пятому и шестому уровню относятся соответственно 15 и 10% учащихся.
По показателю «гибкость использования идей» наибольшее число учащихся на контрольном этапе относится к четвертому уровню развития творческого воображения и составляет - 45%, тогда как на диагностическом этот показатель был 25%. 20% детей относится уже к шестому уровню, немного меньше к третьему уровню (15%).Наименьшее количество детей относится ко второму и четвертому уровню – по 10%.
По показателю «оригинальность воображения» наибольшее число детей со второго уровня развития творческого воображения на диагностическом этапе (40%), перешло к пятому уровню и составляет 35%. Количество детей, относящихся к шестому уровню чуть меньше (25%). Столько же детей на третьем уровне (25%), и наименьшее количество учащихся относится ко второму уровню (5%). Количество детей, относящихся к первому уровню нет совсем, тогда как на диагностическом этапе их было 25%.
Исследования подтвердили, что воображение может развиваться не только благодаря индивидуальным способностям ребёнка, а при большой направленной работе учителя. Следовательно, учителю необходимо в каждый урок вносить развивающие моменты. Кроме того, для развития воображения необходимо обогащение опыта ребёнка, насыщение его новыми знаниями и сведениями об окружающем мире.
Таким образом, проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую в курсовой работе гипотезу: использование развивающей программы дает положительную динамику в развитии воображения младших школьников. Поэтому можно говорить об эффективности творческих заданий и упражнений, которые использовались на уроках.
На основе проделанной работы мы увидели, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
По итогам проведенного исследования по развитию творческого воображения способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Резюмируя вышесказанное, следует придерживаться следующих рекомендаций по развитию творческого воображения младших школьников:
- развивать воображение у ребёнка нужно как можно раньше, желательно с раннего возраста;
- необходимо расширять сенсорный опыт детей;
- при воспитании ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные особенности;
- развивать мыслительные операции, в обучении помогать включать самостоятельный интеллектуальный поиск;
- обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве, не сдерживать инициативы детей;
- наряду с творческим воображением развивать восприятие, внимание, память, мышление;
Педагогические заметки:
Экологическая тропа, ее построение и использование в экологической работе с
детьми
В последние годы многие дошкольные учреждения создают экологические тропы, однако с точки зрения их формы, продолжительности и содержания, а также с учетом возраста детей правильнее называть их экологическими тропинками. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, разв ...
Формирование технических навыков и умений у детей старшего дошкольного
возраста
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной и разнообразн ...
Восприятие художественного объекта
В восприятии художественного объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т.д. Именно полифония человеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством наиболее полно открывает богатейшие возм ...