Все, что ученик может взять сам
нельзя ему давать.
В.О.Сухомлинский
Педагоги интересуются новыми технологиями, которые бы имели наилучший эффект в овладении знаниями нашими воспитанниками.
Среди таких педагогических технологий на особенное внимание заслуживает развивающая учеба.
Еще в начале 30-х годов ХХ века выдающийся психолог-гуманист Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность учебы, как на свою прямую и непосредственную цель. Ученый установил, что развитие интеллекта воспитанника происходит через зону „ближнего развития”, когда ребенок сначала может делать что-то в сотрудничестве с взрослыми, а затем переходит на такой уровень развития, когда это действие может выполнить самостоятельно. Он считал, что „только та учеба в детском возрасте хорошо, когда оно опережает развитие и ведет развитие за собой.”.
На широкой экспериментальной основе гипотезу Л.С. Выготського начали проверять и конкретизировать два научных коллектива: Л.В. Замкова и Д.Б. Ельконина. с их именами связывают создание теории, учебной деятельности, которая лежит в основе системы разливательной учебы.
Традиционная учеба направлена по большей части от конкретного, одиночного к общему, абстрактному, от случая - к системе. Это формирует эмпирическое мышление, по мнению В.В.Давыдова, который поставил вопрос о возможности разработки новой системы учебы с направлением от абстрактного к конкретному, от системного - к одиночному. То мышление, что развивается в процессе такой учебы, называется теоретическим, а учеба - развивающим.
В основе развивающей учебы лежит представление о развитии ребенка как субъекта личной деятельности. Потому главная цель учителя - обеспечить ее развитие, выучить личные учебно-познавательные возможности ученика, определить индивидуальные зоны его ближайшего развития и помочь формированию это не сформированных способностей.
Главной целью разливательной учебы является формирование активного, самостоятельного творческого мышления ученика и на этой основе постепенного перехода к самостоятельной учебе.
Задание развивающей учебы является формированием личности гибким умом, развитыми потребностями к последующему познанию и самостоятельным действиям, с определенными навыками и творческими способностями.
Для того, чтобы учеба действительно развивала, обращаем внимание на сам урок, его построение. Готовясь к каждому уроку, учитель продумывает и организует так учебную деятельность, чтобы происходило развитие процессов восприятия, воображения, чтобы ученики овладевали всем и в них накапливался индивидуальный опыт поисковой деятельности, формировались качества, нужные для комбинирования, конструирования, превращения.
Для организации развивающей учебы целесообразно использовать такие методы, которые вызывают наибольший интерес у учеников: проблемные, производительные, исследовательские, что развивают творческое мышление и воображение.
Эффективности урока способствуют такие психологические условия его подготовки:
- определение уровня умственного развития учеников, их отношения к учебе;
- творческое самочувствие на уроке;
- психологический контакт с классом;
- организация познавательной деятельности учеников.
Суть технологии разливательной учебы заключается в том, что ученик самостоятельно избирает уровень проработки учебного материала. Задание учителя - определить „зону ближайшего развития” ребенка и помочь ей перейти на высший уровень умственных операций, то есть обеспечить это развитие.
Педагогические заметки:
Психокоррекционные мероприятия для детей, имеющих средний и низкий уровень
развития
После проведения диагностического обследования на предмет готовности к обучению в школе, предлагаем комплекс коррекционных мероприятий для детей, имеющих средний и низкий уровни развития. Методические рекомендации родителям и педагогам, направленные на развитие памяти, мышления, речи, произвольной ...
Формы и методы экологического образования и
воспитания в начальной школе
Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности. На первых этапах в начальной школе наиболее целесообразны м ...
Организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций в
процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла
Профессиональное образование немыслимо без соответствующей гуманитарной подготовки будущего специалиста, которая определяет его личностные качества, формирует общую культуру, ориентированную на общечеловеческие ценности. Именно культурный облик личности, ее интеллект и есть то основание, без которо ...