Компетентностный подход в профессиональном образовании России

Страница 1

Развитие компетентностного подхода в российском образовании происходит в русле общемировых тенденций и положения о том, что простая трансляция знаний, умений и навыков уже недостаточна для подготовки квалифицированного специалиста. Сегодня востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Именно компетентностный подход дает возможность переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки выпускника к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни.

Базовыми понятиями компетентностного подхода являются термины «компетенция» и «компетентность». В российской педагогике содержательное наполнение этих терминов до сих пор трактуется неоднозначно. Многие педагоги придерживаются точки зрения А.В. Хуторского:

компетенция (в переводе с латинского – соответствие, соразмерность) – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы продуктивно действовать по отношению к ним;

компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В профессиональном образовании сегодня также уточняются и расширяются базовые понятия компетентностного подхода. Наиболее разработанным является подход школы Э.Ф. Зеера:

компетенция – круг каких-либо полномочий, прав; соответствие лица

занимаемому месту; способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями;

компетентность – обладание кругом знаний, умений, необходимых для реализации этих полномочий.

Производным от термина «компетенция» выступает понятие «ключевые компетенции», которые рассматриваются исследователями как базовые, универсальные, «ядерные» компетенции. Так, В.И. Байденко определяет их как динамические комбинации характеристик, способностей и позиций, выступающих целью образовательных программ. И.А. Зимняя понимает под «ключевыми» такие обобщенно представленные компетенции, которые обеспечивают нормальное существование человека в социуме, и представляет ключевые компетенции как новую парадигму результата образования, как результативно-целевую основу компетентностного подхода. В своих работах И.А. Зимняя выделяет десять ключевых компетенций:

компетенция здоровьесбережения,

компетенция ценностно-смысловой ориентации в мире,

компетенция интеграции,

компетенция гражданственности,

компетенция саморазвития,

компетенция в области учения и познания,

компетенция в области деятельности,

компетенция в области информации,

коммуникативная компетенция,

компетенция социального взаимодействия,

Ключевые компетенции по И.А. Зимней подразделяются на три основных класса:

субъектно-личностные компетенции – включают качества, характеризующие человека как личность и субъект общения и деятельности (компетенции в области здоровья и физического состояния, ценностно-смысловых ориентаций, гражданственности, социальной интеграции, личностной и деятельностной рефлексии);

организационно-деятельностные компетенции – относятся к социальному взаимодействию человека и социальной среды и включают качества, характеризующие человека как субъекта деятельности и самоорганизации (компетенции в области учения и познания, деятельности, информации);

социально-коммуникативные компетенции – относятся к деятельности человека и включают качества, характеризующие отношения человека и социума (компетенции общения, коммуникации и социального взаимодействия).

Для ключевых компетенций характерны следующие свойства: многофункциональность, надпредметность и междисциплинарность, многомерность.

Многофункциональность определяется тем, что компетентный специалист может успешно решать как профессиональные задачи, так и проблемы, возникающие в повседневной и общественной жизни.

Надпредметность и междисциплинарность связаны с возможностями компетентного специалиста использовать полученные компетенции в различных сферах жизнедеятельности, при необходимости применять в совокупности данные различных дисциплин.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Особенности профессиональной подготовки дизайнеров
Для творческой деятельности дизайнеру необходимо располагать сведениями из многих областей знания, которые нередко далеко стоят друг от друга. Для получения положительного результата в профессиональной деятельности дизайнер должен синтезировать знания, принадлежащие как к сфере искусства, так и ко ...

Методика разработки электронного учебного пособия по геометрии для 7-8 классов на основе информационного итегратора «Иерархия 2000»
В настоящее время школьный курс математики далеко отстаёт от математики как науки по уровню обобщённости знаний. Если в современной математике уровень обобщённости очень высок, то в школьном курсе математики он пока ещё весьма низок. Его повышение (в разумных пределах) приведёт к повышению информац ...

Изучение искусства и практическая подготовка воспитателя
Одно из важных направлений совершенствования воспитательно-образовательной работы — значительное улучшение художественного образования и воспитания детей. Вот почему так необходимо развивать чувство прекрасного, формировать эстетический вкус, умение понимать красоту произведений искусства, архитект ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru