Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Информация о педагогике » Развитие воображения » Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Страница 10

- развивать воображение, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, его чувства;

- предлагать детям решать творчески возникающие у них проблемы;

- способствовать оттачиванию художественных навыков как главного инструмента художественного творчества.

Актуальность проблемы развития творческих способностей младших школьников обусловлена необходимостью научно обоснованного решения практических задач начального образования, поиском направлений совершенствования организации творческой деятельности учащихся.

В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому в нашем исследовании развитие креативных способностей учащихся рассматривается как результат целенаправленного обучения творческой деятельности младших школьников, под которой мы понимаем продуктивную форму деятельности учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, в процессе изобразительной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

В первой главе курсовой работы на основе научно-педагогической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческого воображения детей младшего школьного возраста осуществлен анализ проблемы развития творческого воображения младших школьников.

Уточняется смысл таких понятий, как «воображение», «творческое воображение», «творческое воображение младших школьников»; особенности проявления творческого воображения у детей младшего школьного возраста; показано своеобразие подходов к рассматриваемой проблеме, формулируются основополагающие характеристики изучаемого явления.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Неустанная работа воображения - эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру. Поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5. Доброжелательная помощь, а не подсказка взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Важно целенаправленно развивать творческое воображение в начальной школе. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

Во второй главе были рассмотрены цели и задачи экспериментальной работы, описаны критерии и показатели оценки уровней творческого воображения младших школьников, проверялась эффективность методики развития творческого воображения учащихся на уроках рисования.

Базой опытно-экспериментальной работы стал 2 «А» класс МОУ СОШ №163 г.Зеленогорска в количестве 20 человек: по 10 человек в ЭГ и КГ.

Были определены последовательные этапы развития творческого воображения у детей:

1. Диагностический этап, цель которого выявить исходный уровень творческого воображения исследуемой группы детей;

2. Формирующий этап эксперимента, цель которого – развитие творческого воображения младших школьников с использованием программы на уроках рисования;

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Педагогические заметки:

Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента и его результаты
Целью констатирующего этапа эксперимента являлось выявление особенностей развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения. В процессе проведения констатирующего эксперимента перед нами стояли следующие задачи: 1) определение уровня развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с ...

Типовое разнообразие интегрированных уроков биологии и химии
В интегрированных уроках используются общие классические типы и формы преподавания. Однако имеются и некоторые отличия. Рассмотрим типы и формы интегрированных уроков. Урок формирования новых знаний Уроки формирования новых знаний конструируются в формах: урок лекция; урок-путешествие; урок-экспеди ...

Особенности речевого дыхания
Речевое дыхание представляет сбой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru