Обучение просмотровому чтению в 7м классе средней школы

Страница 6

Нередко при чтении иностранной литературы приходится де­лать заметки по прочитанному, выписывать основные мысли или отдельные факты для дальнейшего использования, подби­рать материал для сообщения по данной теме. Для этой цели нужны упражнения типа реферирования прочитанного.

Человеку, работающему в области науки или техники, необ­ходимо умение дать критический анализ прочитанного, опреде­лить свое отношение к полученной информации. Отсюда необ­ходимость упражнений типа рецензирования.

Упражнения, направленные на развитие образного восприя­тия прочитанного, могут проводиться на всех этапах обучения. Упражнения, связанные с развитием умения отделить факты, имеющие разную значимость для содержания, установить пра­вильную последовательность в развитии содержания, получают распространение, начиная со среднего этапа обучения.

Упражнения, развивающие, кроме ранее перечисленных уме­ний, также и умение дать критическую оценку воспринимаемому материалу, более типичны для старших классов.

Деление это является, конечно, весьма условным, так как практически все перечисленные умения развиваются не после­довательно, а параллельно, и элементы более сложного умения наблюдаются уже в период преобладания менее сложных форм работы. Тем не менее, можно говорить о преобладающей роли определенной группы упражнений на каждом этапе обучения.

Развитие привычки связывать содержание прочитанного с готовыми зрительными образами, которые содержит книга или предлагает учитель, предполагает чтение с подбором к тексту иллюстраций или применение аллоскопа, диапозитивов, диа­фильмов. Иллюстрации в данном случае могут быть гораздо сложнее и разнообразнее по содержанию, нежели иллюстрации к воспринимаемому на слух, поскольку обучение восприятию на слух проводится на материале, значительно более элемен­тарном.

Усложнение характера упражнений может происходить за счет предоставления учащимся самостоятельного выбора соот­ветствующей иллюстрации среди нескольких данных.

Упражнения, требующие от учащихся выбора иллюстратив­ного материала могут, быть использованы и как средство конт­роля понимания прочитанного.

Точно так же и упражнения, ставящие перед учащимися задачу самостоятельно изобразить содержание прочитанного, применяются одновременно и для развития образного восприя­тия читаемого и для контроля понимания. В тексте может со­держаться требование внести какое-либо изменение или допол­нение в рисунок или схему. Такое задание обычно бывает до­ступно каждому ученику.

Рефера­том принято называть краткое изложение основных положений книги, научной теории. Поэтому, ставя перед собой цель, зало­жить элементарные основы этого умения, мы должны научить учащихся определять, что в данном тексте является главным, и отделять это главное от второстепенного, выделять детали и определять их значение в данном контексте. Но, прежде всего, нужно выработать у учащегося умение после беглого просмотра статьи или книги определять, о чем в ней идет речь и сможет ли она ответить на вопросы, которые его интересуют. При этом очень важно уметь обходить непонятные места.

Соответственно и упражнения, обучающие реферированию, можно разделить на 4 группы:

1. Упражнения, обучающие пониманию общего содержания прочитанного. К этой группе относятся такие упражнения, как определение возможного содержания по экспозиции, отыскива­ние при беглом знакомстве с текстом ответов на вопросы общего порядка (о ком и о чем идет речь, каковы время и место дей­ствия).

2. Упражнения, обучающие пониманию основных идей или фактов и выделению деталей. Эти упражнения направлены на отыскивание смысловых вех рассказа, установлению последова­тельности событий; одновременно они воспитывают внимание к деталям, умение определять их функцию в тексте. Типичными упражнениями этой группы являются составление плана, оза-главливание абзацев, подбор материала для характеристик действующих лиц и т. п. Усложнение упражнений в рефериро­вании может происходить путем постепенного перехода от кон­кретных понятий к абстрактным. В младших классах внимание следует привлекать к описанным в тексте фактам, в старших классах, помимо фактов, нужно останавливаться также на изло­женных в тексте идеях. Однако рассмотрение идей, заложенных в тексте, требует их анализа и оценки, что более специфично для упражнений следующей группы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Педагогические заметки:

Вопросы развития специального образования
В последнее время активизировался интерес к доступности профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья. Основной причиной подобного внимания стал низкий уровень занятости этой категории населения в условиях рыночной экономики. Из 11 миллионов инвалидов в Российской Ф ...

Видеометод как метод педагогической диагностики
Видеометод является разновидностью наглядных методов. В основе видеометода находятся экранные источники информации (фильмоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрир ...

Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с использованием средств искусства
Для осуществления коррекционной работы была выбрана модель комбинированного занятия, впервые предложенная в работе Венгер А. А., Выгодской Г. Л., Леонгард Э. И. «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения». Специфика комбинированного занятия заключается в том, что оно не объединено общей целью ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru