Обучение просмотровому чтению в 7м классе средней школы

Страница 2

Однако увеличение объема языкового материала таит и значительные трудности, касающиеся репродуктивной и рецептивной сторон речи. Накопление материала влечет забывание и интерференцию, которые отражаются на усвоении учащимися лексического и грамматического материала, требующего постоянного его употребления в речи.

При чтении и понимании речи на слух трудности, вызванные увеличением объема материала, предстают в ином аспекте. Так, неузнанное или неверно узнанное, а также ложно понятое слово ведет к искажению смысла, к полному непониманию услышанного или прочитанного.

Неузнанное грамматическое явление или типовая фраза могут совершенно исказить понимание. Например, предложение I want you to read me this book было понято учащимися одного 7 класса как «Я хочу прочитать вам эту книгу» вместо «Я хочу, чтобы вы прочитали мне эту книгу».

Таким образом, накопление материала, с одной стороны, дает более широкие возможности для развития речи, а с другой – несет новые трудности. Проверка результатов работы с экспериментальными учебниками показала преимущество устного опережения в учебном процессе, т.е. устной обработки лексики, грамматики и типовых фраз до введения их в чтение и письмо. Однако устное опережение имеет по сравнению с предыдущем этапом обучения существенные особенности, которые касаются материала, вводимого в устную речь.

Так, прежде всего не весь материал будет обрабатываться устно до того, как учащиеся приступят к чтению. Это вызвано, во-первых, тем, что часть лексики в 7м классе, где чтение начинает играть равную роль с устной речью, должна быть понята учащимися по догадке. Это выполнимо, так как семиклассники уже изучают словообразовательные элементы. Они встречаются с довольно большим количеством слов, у которых общие корни в родном и изучаемом языках, что помогает пониманию незнакомых слов по догадке. Кроме того, контекст помогает догадываться о значении отдельных слов. Таким образом, с некоторыми словами и даже словосочетаниями учащиеся первоначально будут встречаться при чтении, и лишь впоследствии, если нужно, эти элементы будут вводиться в упражнения для устной речи.

Во-вторых, в 7м классе, когда учащиеся уже овладели техникой чтения, нецелесообразно вводить всю лексику только устно, лишая школьника такой серьезной опоры, как зрительная память. Опыт работы по экспериментальным учебникам показал, что учащиеся быстрее и прочнее усваивают слово, когда они одновременно слышат и видят его графическое изображение.

При обучении чтению задача сводится к тому, что­бы научить семиклассников извлекать информацию из текстов, построенных в основном на знакомом языко­вом "материале с незначительным количеством неизу­ченных слов.

В VII классе уже следует учить понимать незнакомые слова в тех случаях, когда этому помогает контекст, раскрывающий значение слова, сходство в форме сло­ва и его значении со словами родного языка, возмож­ность опереться на известные корни и словообразую­щие элементы. Возникает необходимость начинать систематическое обучение использованию словаря учебника, так как нельзя быть совершенно уверенным в том, что все учащиеся смогут правильно догадаться о значении незнакомых слов. В текстах встречаются слова, которые, хотя и были изучены, могут быть за­быты учащимися. Это трудоемкая и кропотливая ра­бота, но ее следует постепенно начинать.

Все перечисленные новые черты, которые отличают чтение учащихся в VII классе от предыдущих классов, позволили наметить и основные виды упражнений. Поскольку чтение со словарем не является еще зада­чей данного этапа обучения, все упражнения, о кото­рых речь будет идти ниже, предназначены для разви­тия умения понимать читаемое непосредственно.

Эта работа ведется в VII классе, как на уроке, так и дома. Естественно, что все упражнения, совершен­ствующие технику чтения, обучающие частичному ана­лизу в процессе чтения, умению догадываться о зна­чении незнакомых слов, узнавать языковые явления, а также упражнения, связанные с контролем понима­ния прочитанного, выполняются непосредственно на занятиях. Однако и сам процесс чтения было бы пре­ждевременно полностью переносить на домашние за­дания. Часть текстов учебника необходимо прочиты­вать в классе, чтобы учитель мог проследить, как проходит процесс чтения, как школьники применяют на практике полученные умения и что их затрудняет. Это достигается в том случае, если учащиеся в классе читают «про себя». Сталкиваясь с трудностями, ме­шающими понять смысл читаемого (отдельное слово или грамматическое явление, или необычное сочета­ние типовых фраз), они немедленно поднимают руку и вместе с учителем выясняют их причины.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Психолого-педагогическая характеристика музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Музыка всегда являлась самым чудодейственным и тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формирует ...

Описания технологии опыта
Ведущей идеей моего педагогического опыта является развитие творческой, поисковой, исследовательской деятельности учащихся. Использую проблемное обучение, я учитываю готовность учащихся к восприятию проблемного материала, общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обуч ...

Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
К настоящему времени можно считать, что в науке обоснованы основные теоретические положения, разработаны ряд практических подходов к реализации идеи интегрированного обучения и воспитания детей со специальными образовательными потребностями. Вместе с тем, в практике обучения мы часто сталкиваемся с ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru