Обучение просмотровому чтению в 7м классе средней школы

Страница 8

Систематически следует проверять также и скорость чтения, требуя, с одной стороны, выполнения определенной нормы — ученики должны уложиться в заданный учителем срок, а с дру­гой — фиксируя время, которое разные ученики затрачивают на чтение одного и того же отрывка текста.

У многих преподавателей существует тенденция очень тща­тельно проверять понимание каждого предложения, каждого слова. При этом утрачивается общее содержание читаемого и тем самым ослабляется интерес к чтению. Проверка понимания при синтетическом чтении должна быть прежде всего направ­лена на общее содержание, на главные мысли. Понимание дета­лей лучше проверять выборочно.

В процессе синтетического чтения учащийся должен овла­деть умением читать про себя. Поэтому чтение про себя явля­ется основной формой работы над текстом. Но в качестве одной из форм контроля может выступать также и чтение вслух. Пра­вильная расстановка смысловых ударений при чтении вслух — убедительное доказательство понимания читаемого, а беглость чтения свидетельствует о внимательном чтении про себя. Пра­вильное чтение впервые встретившихся новых слов говорит о том, что читающий обратил на них внимание. Это способствует как более точному пониманию, так и накоплению словаря в процессе синтетического чтения.

Наряду с разработкой системы приемов, обучающих чтению без словаря, существенным вопросом является также органи­зация и проведение этого вида чтения.

Как уже было сказано, синтетическое чтение на уроке начи­нается на первом году обучения (с того момента, как в учеб­нике появляются связные тексты).

Возможность для раннего начала синтетического чтения об­условлена, как уже говорилось выше, наличием устного опере­жения, которое, с одной стороны, позволяет расчленить труд­ности и сразу же сосредоточить внимание на содержании читае­мого, а с другой — обеспечивает более быстрое накопление ма­териала, а значит, и возможность раньше перейти к связным текстам.

Примерно с VIII класса, поскольку на уроке приходится отводить время и элементам аналитического чтения, синтети­ческое чтение перестает быть доминирующим видом работы над текстом в классе. Что касается домашнего синтетического чтения, то все авторы единодушно указывают на 'необходи­мость практиковать этот вид чтения также с первого года обу­чения. Но практически осуществить эти пожелания трудно, так как отсутствует система книжек с градуированными текстами. В большинстве школ к домашнему чтению приступают не ранее VII класса, а кое-где и с IX класса, что, конечно, не способст­вует развитию умения читать на иностранном языке.

Необходимость раннего начала домашнего чтения обуслов­лена тем, что в синтетическом чтении необходима значительная практика. Если учащийся имеет большой запас языкового мате­риала, но при этом не приучен к беспереводному пониманию общего содержания текста, он постоянно обращается к словарю при чтении. Ему трудно понять слова в новом окружении, дога­даться о значении нового слова по контексту.

Необходимо учитывать и то, что учащихся старших классов трудно заинтересовать примитивными по содержанию текстами, поэтому такие тексты надо успеть прочесть в младших классах. Тогда в старших классах появится возможность дать учащимся более интересные материалы.

В школе учащиеся овладевают так называемыми основными умениями, которые необходимы для всех видов чтения.

1.Умения, связанные с пониманием языкового материала (обеспечивающие переработку информации на языковом уровне.)

Эта группа распадается, в свою очередь, на умения, связанные с восприятием материала,

а) известного учащемуся и

б) неизвестному ему до момента чтения.

А) Наличие умений оперировать известным языковым материалом обеспечивает возможность понимания отдельных языковых единиц текста,, определения связи между ними и объединения их в более крупные смысловые единицы (синтагмы, предложения).

Понимание отдельных лексических единиц (воспринимаемый при чтении материал всегда выступает в виде слов) наступает в результате их быстрого узнавания, мгновенного соотнесения графического комплекса с соответствующими слухомоторным образом и определенным значением, что возможно при наличии в долговременной памяти читающего соответствующих эталонов. Формирование последних и является одной из задач работы над лексикой, и активной и пассивной. Это упражнения, помогающие учащимся запечатлеть зрительный образ сова, его звучание и значение. Упражнения, требующие чтения вслух, на всех ступенях обучения являются обязательной, но лишь начальной стадией работы по развитию технических навыков чтения. Их удельный вес уменьшается от класса к классу, но они сохраняются вплоть до конца десятого.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Педагогические заметки:

Особенности применения уроков оригами в общеобразовательном процессе, влияющие на психолого-физиологическое развитие младших школьников
Чаще всего оригами преподают детям в детских садах, начальной школе и различных кружках домов творчества. Возможна также работа в частных группах. Задачей таких занятий является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а развитие у детей целого ряда способностей и навыков ...

Формирование оценочной шкалы тестового контроля
Шкала—средство фиксации результатов измерения свойств объектов путем упорядочения их в определенную систему чисел, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах. В процессе упорядочения каждому элементу совокупности наблюдаемых эмпирических данных — результату ...

Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Целью данной работы является изучение развития речи дошкольников в игровой деятельности. Исследование проводилось в 2009-2010 годах. В диагностике участвовало пять человек. Исследование состояло из трех этапов. Первый этап – начальная диагностика. Второй этап – проведение развивающих игр. Третий эт ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru