Организация обучения детей разного возраста

Страница 1

Формой организации обучения детей в малокомплектных детских садах являются однотемные занятия с разным для каждой возрастной подгруппы программным содержанием.

Основное преимущество такой формы организации занятий перед другими формами (по подгруппам; со всеми детьми одновременно, но в разных для каждого возраста видах деятельности) состоит в том, что воспитатель имеет возможность сосредоточивать свое внимание, свои усилия на каком-то одном виде деятельности. Кроме того, облегчается подготовка материалов и оборудования, сокращается время, отведенное в режиме дня для занятий.

Концентрическое построение программы по изобразительной деятельности позволяет в процессе обучения детей разного возраста избирать в качестве объектов для отображения одни и те же предметы и явления окружающей действительности (задачи обучения и программное содержание при этом будут разными для каждой подгруппы).

Вместе с тем нельзя не отметить, что однотемные занятия имеют и ряд недостатков. Очень часто программные задачи "усредняются" и не дифференцируются для детей каждой возрастной подгруппы. Это отрицательно сказывается на эффективности обучения. У детей с высоким уровнем изобразительных умений и навыков занижение программных требований искусственно тормозит развитие способностей. Дети с низким уровнем умений и навыков, не справляясь с трудным заданием, теряют интерес к тому, чем они занимаются. При этом у дошкольников может возникать и негативное отношение к воспитателю, поскольку они не встречают с его стороны похвалы, одобрения.

Таким образом, в процессе обучения педагогу следует дифференцировать учебные задачи в соответствии с возрастом детей и реальным уровнем их изобразительных умений и навыков.

Однако и внутри одного возраста отдельные дети могут отставать от своих сверстников или, наоборот, опережать их. Для того чтобы выявить таких детей, педагог может провести несколько специальных диагностических занятий. Анализ полученных данных позволит ему определить, к группе с каким уровнем (низкий, средний, высокий) развития изобразительных умений и навыков следует отнести каждого воспитанника, и затем правильно организовать обучение.

Для того чтобы обучение в условиях разновозрастной группы шло успешно, на каждом занятии новые учебные задачи предлагают только одной возрастной подгруппе. Остальные дети упражняются в усвоенных ранее приемах работы с карандашом, глиной или красками. Если в группе, где воспитываются дети двух, трех и четырех лет, малыши не проявляют желания лепить или рисовать самостоятельно, а предпочитают играть или наблюдать за работой старших, этому также не следует препятствовать. Наконец, если некоторые старшие дети по тем или иным причинам не хотят в данный момент заниматься изобразительной деятельностью, не следует принуждать их.

В случае необходимости воспитатель может вносить коррективы в содержание занятий, увеличивать или сокращать их число, руководствуясь при этом такими факторами, как опыт, накопленный детьми в процессе ознакомления с окружающим миром, их знания, а также изобразительные умения и навыки. Так, можно сокращать или увеличивать количество занятий, направленных на усвоение детьми каких-либо формообразующих движений. Например, если уже на первом занятии в процессе рисования травы для зайчат дети успешно справились с изображением штрихов, новые аналогичные задания (нарисовать кусты, щетки) становятся нецелесообразными, так как цель обучения уже достигнута. В другом случае для овладения детьми формообразующим движением может оказаться недостаточно и всех трех занятий и придется проводить дополнительное. Главное при этом не спешить и добиваться усвоения учебного материала большинством воспитанников.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
По Л.С. Выготскому, воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. В этом возра ...

Этапы становления фонематического слуха у дошкольников
Работа по развитию у ребенка тонкого фонематический слуха и правильного звукопроизношения невозможна без знания общих закономерностей развития речи, этапов ее формирования и осознания звуковой стороны языка. Авторы книги «Основы логопедии» Т.Б. Филичева, Н. А. Чевелева и Г. В. Чиркина считают, что ...

Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Целью данной работы является изучение развития речи дошкольников в игровой деятельности. Исследование проводилось в 2009-2010 годах. В диагностике участвовало пять человек. Исследование состояло из трех этапов. Первый этап – начальная диагностика. Второй этап – проведение развивающих игр. Третий эт ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru