Обучение просмотровому чтению в 7м классе средней школы

Страница 7

Упражнения, подготавливающие умение рецензировать прочитанное. Эти упражнения ставят перед учащимися задачу высказать их отношение к прочитанному, дать ему оценку и обосновать ее. Высшей формой проявления этого умения явля­ется составление отзыва о прочитанном. В процессе подготовки к этой форме деятельности у учащихся нужно развивать уме­ние выделять в тексте материал, свидетельствующий об отно­шении автора к тем или иным персонажам или фактам, обоб­щать отдельные факты и мысли и приходить к выводам, харак­теризующим позицию автора, не только опираясь при этом на прямо высказанные суждения (этим можно довольствоваться в младших классах), но и учитывая все косвенные факторы, на­меки, умолчания и т. п.

Наряду с анализом позиции автора необходимо определить и собственное отношение к читаемому. Для младших классов это будет ответ на вопрос, нравится или нет прочитанное и почему, а для старших можно говорить о согласии или несогласии с позицией автора, об оценке историче­ских событий, описанных в тексте, о сопоставлении черт общест­венного строя своей Родины и страны изучаемого языка и др.

4. Упражнения, обучающие выделению из текста оценоч­ного материала, и упражнения, обучающие самостоятельной оценке прочитанного. Характерными для этой группы являются такие упражнения, как ответы на вопросы оценочного характера, выбор в тексте предложений, содержащих качественные оценки, составление характеристик действующих лиц.

Для того чтобы учащиеся могли выполнять описанные выше упражнения, целиком сосредоточив внимание на содержании читаемого, приходится проводить определенные подготовитель­ные упражнения. Они направлены на узнавание и быстрое не­расчлененное восприятие крупных элементов текста, на выра­ботку нормального темпа чтения связного текста в целом.

Сюда относятся:

1. Упражнения, обучающие узнаванию и пониманию знако­мого.

Это упражнения, которые обучают узнаванию графической формы слов и выражений, помещенных среди других известных словосочетаний, а также упражнения в соотнесении заданного содержания с графической формой, например, найти среди на­писанных на доске предложений то, которое есть на карточке, предъявленной учителем, или то, которое соответствует пока­занной им картинке.

2. Упражнения, обучающие беспереводному пониманию от­дельных предложений, например, среди группы предложений, написанных на доске, найти те, которые не подходят к осталь­ным по теме.

3. Упражнения, обучающие пониманию предложений, содер­жащих незнакомые слова. К этой группе относятся упражнения в группировке сочетающихся между собой слов, перевод пред­ложений с пропусками, заполнение пропусков по смыслу и др.

4. Упражнения, направленные на обучение охвату крупных единиц текста и выработку нормального темпа чтения. К числу таких упражнений относится кратковременное предъявление классу карточек, на которых написаны слова, сочетания, целые предложения и группы предложений. Задача состоит в том, чтобы приучить учеников одним взглядом охватывать всю пред­ложенную группу слов. Карточки убираются, а ученики должны произнести то, что они прочитали.

Нормальный темп чтения связного текста развивают такие упражнения, как быстрое отыскивание в тексте предложения, начало которого произнесено учителем, прочитывание заданного отрывка в максимально короткий срок (или возможно большей части текста в заданный срок).

Выполнение упражнений служит также и целям контроля. Это не исключает, однако, специального использования отдель­ных видов упражнений с целью более полной проверки резуль­татов чтения. Проверке подлежат сам факт прочтения тек­ста и точность его понимания. Наиболее пригодными для конт­роля являются упражнения, не требующие от учащихся само­стоятельного воспроизведения материала, что само по себе пред­ставляет значительную трудность. Поэтому для контроля можно рекомендовать такие упражнения, как подчеркивание среди контрольных предложений тех, которые подходят по смыслу, перераспределение данных предложений в соответствии с сю­жетом текста, выбор и перераспределение картинок к тексту, ответы типа «да» и «нет», пересказ содержания на родном язы­ке, выполнение указаний, данных в тексте и т. п.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Педагогические заметки:

Роль проблемно-поискового метода в организации исследовательской деятельности учеников
Развить интерес к чтению можно лишь при одном условии - каждый урок зарубежной литературы должен быть интересным. Нужно, чтобы ученики думали и искали. Одним из путей решения этой проблемы есть проблемно поисковый метод, или организация самостоятельной исследовательской работы. Эта проблема прошла ...

О возможности применения векторных многоугольников для решения физических задач
Применение векторных способов, требующих знания основ тригонометрии (в частности, теорем синусов и косинусов), для решения задач механики в непрофильном 9 классе базовой школы вряд ли эффективно в силу недостаточной математической подготовки учащихся. Эти способы рассчитаны на учащихся классов с уг ...

Теоретические основы изучения межличностных отношений в «детском обществе». Навыки общения с внешним миром
Известно, что истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок наиболее сензитивен для формирования добрых чувств к людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежа ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru