Обучение просмотровому чтению в 7м классе средней школы

Страница 7

Упражнения, подготавливающие умение рецензировать прочитанное. Эти упражнения ставят перед учащимися задачу высказать их отношение к прочитанному, дать ему оценку и обосновать ее. Высшей формой проявления этого умения явля­ется составление отзыва о прочитанном. В процессе подготовки к этой форме деятельности у учащихся нужно развивать уме­ние выделять в тексте материал, свидетельствующий об отно­шении автора к тем или иным персонажам или фактам, обоб­щать отдельные факты и мысли и приходить к выводам, харак­теризующим позицию автора, не только опираясь при этом на прямо высказанные суждения (этим можно довольствоваться в младших классах), но и учитывая все косвенные факторы, на­меки, умолчания и т. п.

Наряду с анализом позиции автора необходимо определить и собственное отношение к читаемому. Для младших классов это будет ответ на вопрос, нравится или нет прочитанное и почему, а для старших можно говорить о согласии или несогласии с позицией автора, об оценке историче­ских событий, описанных в тексте, о сопоставлении черт общест­венного строя своей Родины и страны изучаемого языка и др.

4. Упражнения, обучающие выделению из текста оценоч­ного материала, и упражнения, обучающие самостоятельной оценке прочитанного. Характерными для этой группы являются такие упражнения, как ответы на вопросы оценочного характера, выбор в тексте предложений, содержащих качественные оценки, составление характеристик действующих лиц.

Для того чтобы учащиеся могли выполнять описанные выше упражнения, целиком сосредоточив внимание на содержании читаемого, приходится проводить определенные подготовитель­ные упражнения. Они направлены на узнавание и быстрое не­расчлененное восприятие крупных элементов текста, на выра­ботку нормального темпа чтения связного текста в целом.

Сюда относятся:

1. Упражнения, обучающие узнаванию и пониманию знако­мого.

Это упражнения, которые обучают узнаванию графической формы слов и выражений, помещенных среди других известных словосочетаний, а также упражнения в соотнесении заданного содержания с графической формой, например, найти среди на­писанных на доске предложений то, которое есть на карточке, предъявленной учителем, или то, которое соответствует пока­занной им картинке.

2. Упражнения, обучающие беспереводному пониманию от­дельных предложений, например, среди группы предложений, написанных на доске, найти те, которые не подходят к осталь­ным по теме.

3. Упражнения, обучающие пониманию предложений, содер­жащих незнакомые слова. К этой группе относятся упражнения в группировке сочетающихся между собой слов, перевод пред­ложений с пропусками, заполнение пропусков по смыслу и др.

4. Упражнения, направленные на обучение охвату крупных единиц текста и выработку нормального темпа чтения. К числу таких упражнений относится кратковременное предъявление классу карточек, на которых написаны слова, сочетания, целые предложения и группы предложений. Задача состоит в том, чтобы приучить учеников одним взглядом охватывать всю пред­ложенную группу слов. Карточки убираются, а ученики должны произнести то, что они прочитали.

Нормальный темп чтения связного текста развивают такие упражнения, как быстрое отыскивание в тексте предложения, начало которого произнесено учителем, прочитывание заданного отрывка в максимально короткий срок (или возможно большей части текста в заданный срок).

Выполнение упражнений служит также и целям контроля. Это не исключает, однако, специального использования отдель­ных видов упражнений с целью более полной проверки резуль­татов чтения. Проверке подлежат сам факт прочтения тек­ста и точность его понимания. Наиболее пригодными для конт­роля являются упражнения, не требующие от учащихся само­стоятельного воспроизведения материала, что само по себе пред­ставляет значительную трудность. Поэтому для контроля можно рекомендовать такие упражнения, как подчеркивание среди контрольных предложений тех, которые подходят по смыслу, перераспределение данных предложений в соответствии с сю­жетом текста, выбор и перераспределение картинок к тексту, ответы типа «да» и «нет», пересказ содержания на родном язы­ке, выполнение указаний, данных в тексте и т. п.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Педагогические заметки:

Психологические предпосылки использования нестандартных логических задач на уроке математики в начальной школе
Среди первоклассников в среднем 15 – 20% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника, иначе говоря, вхождение в школьную жизнь для них затруднено. Школьная жизнь воспринимается ими, прежде всего, с формальной стороны, а содержательные стороны учебной дея ...

Актуальность педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни
И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществл ...

Основные моменты проведения интегрированных уроков по биологии на тему «Структурная организация живой клетки» в 9 классе
Изучая строение и состав клетки, школьники узнают, что они имеют сложное строение. В состав каждой клетки, а значит, и в состав каждого органа и всего растительного и животного организма в целом входят вещества из окружающей среды. При усвоении материала о физиологических процессах, протекающих в к ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru