Экспериментальная группа:
Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментах - высокий - 0%, средний - 57%, низкий - 43%; Соответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частями - высокий 29 %, средний - 57 %, низкий - 14%; Соответствие движений ритму музыки - высокий - 57 %, средний - 43 %, низкий - 0%. Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать следующий вывод:
Дети скованы эмоционально при выполнении заданий. Даже при наличии внутреннего желания заниматься музыкальной деятельностью у них не хватает достаточного объема элементарных знаний, умений, навыков необходимых для погружений детей в музыкальную деятельность, нет опыта музыкально-творческой деятельности. Слабо развито чувство ритма, некоторым детям предлагаемые задания казались непонятными. В целом можно констатировать, что музыкальные способности дошкольников находятся в недостаточно развитом состоянии.
Сравним результаты контрольного эксперимента
:
Контрольная группа (см. прил. 2, табл. 3).
Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментах - высокий - 0%, средний - 43%, низкий - 57%; Соответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частями - высокий 0 %, средний - 86 %, низкий - 14%; Соответствие движений ритму музыки - высокий - 86 %, средний - 14 %, низкий - 0%
Воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на ударных инструментах - высокий - 43%, средний - 43%, низкий-14%; Соответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частями - высокий 57 %, средний - 43 %, низкий - 0%; Соответствие движений ритму музыки - высокий-100 %, средний-0 %, низкий - 0%
По результатам нашего исследования видно, что:
1. Влияние развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста на общий уровень развития музыкальности чрезвычайно велико, а сопровождение слушания музыки и изучения музыкальных произведений музыкально - ритмическими движениями, соответствующими по характеру эмоциональной окраске музыки значительно облегчает их восприятие и осознание.
2. Музыкальный ритм формируется в процессе систематических занятий и легче усваивается благодаря использованию нетрадиционных форм обучения, уровень его развития значительно улучшился после проведенного эксперимента.
Чувство ритма развивается в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки необходимое условие для развития этой способности. Занятия, направленные на развитие чувства ритма позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, а также развивать музыкальные и познавательные способности детей, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки.
Положительную динамику в развитии чувства ритма мы наблюдаем в экспериментальной группе.
1. Показатель способности воспроизводить ритмический рисунок в хлопках и на ударных инструментах у детей значительно повысился:
Результат констатирующего Результат контрольного этапа:
высокий показатель - 0% высокий показатель - 43%
средний показатель - 57% средний показатель - 43%
низкий показатель - 43 % низкий показатель - 14 %
2. Показатель способности соответствия движений характеру музыки с малоконтрастными частями так же увеличился.
Результат констатирующего Результат контрольного этапа:
высокий показатель - 29% высокий показатель - 57%
средний показатель - 57% средний показатель - 43%
низкий показатель - 14% низкий показатель - 0 %
3. Показатель способности соответствия движений ритму музыки:
Результат констатирующего Результат контрольного этапа:
высокий показатель - 57% высокий показатель - 100%
средний показатель - 43% средний показатель - 0%
низкий показатель - 0 % низкий показатель - 0%
В контрольной же группе особой динамики в развитии чувства ритма не произошло. Изменился лишь показатель способности соответствия движений характеру музыки с малоконтрастными частями - на 15 %, так как с детьми систематически проводились музыкальные занятия.
Таким образом, сопоставив данные констатирующего и контрольного эксперимента, мы выяснили, что специально организованные занятия способствуют развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Педагогические заметки:
Современное состояние специального образования в России
За последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные перемены. Был принят ряд нормативно-правовых документов как ведомственного, так и межведомственного характера, определяющих основные права лиц с ограниченными возможностями здоровья и регулирующих основы государс ...
История становления
социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в России
Длительная история становления социальной помощи в России берет начало от возникновения специальных учреждений — богаделен. По определению энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, богадельня (от слова «бога дела», то есть для бога) — заведение для призрения лиц, почему бы то ни было не способ ...
Самообразование
Не зависимо от поля деятельности, каждый человек занимается самообразованием. Цели его диктуются общественным развитием, ведь важно не отставать в практике от теории своей профессиональной деятельности. При самообразовании педагог повышает свою квалификацию без предварительно созданных программ и с ...