В Профессиональном училище № 79 осуществляется подготовка специалистов на уровне начального профессионального образования - по специальности «Оператор ЭВМ» на базе 9 классов средней школы.
Освоение информационных технологий является составной частью профессиональной и общеобразовательной подготовки учащихся. Уроки производственного обучения имеют потенциал по включению в обучение элементов творческой, продуктивной учебной деятельности, которые должны способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Процесс выполнения практического задания не «по шаблону» содержит компоненты творческой деятельности, и такие нетрадиционные задания могут использоваться в качестве творческих упражнений. При составлении творческих упражнений важно, чтобы выполнение задания требовало проявления фантазии, выдумки, поиска неординарного решения. Остановимся на основных результатах использования творческих заданий в процессе освоения информационных технологий.
Например, при освоении приемов работы с графическими объектами в среде текстового процессора Word учащимся было дано творческое задание: средствами панели инструментов Рисование создать иллюстрацию к стихотворению «Дом, который построил Джек».
В табличном процессоре Excel создаем обучающую программу «Знакомство с компьютером» для учащихся младшего школьного возраста, с помощью которой они могли бы познакомиться с устройством компьютера, правилами безопасной работы на компьютере, узнать, какие задачи можно решать с помощью компьютера.
Мы провели анкетирование, которое предполагало выявить отношение учащихся к урокам производственного обучения в целом, к выполнению различных видов заданий на занятиях.
Творческие задания во время экспериментальных уроков понравились 88 % учащихся.
Вопрос: Что вам больше всего нравится на уроках производственного обучения:
Вариант ответа |
кол-во человек |
Нравится работать за компьютером |
8 |
Нравится выполнять творческие задания |
45 |
Нравятся нестандартные уроки |
23 |
Нравится осваивать приемы работы в новых программах |
12 |
Результаты ответов показывают, что большинству учащихся нравится выполнять творческие задания. Нестандартные задания помогают вызвать дополнительный интерес к предмету, развивают у учащихся творческое и абстрактное мышление. Благодаря нестандартному подходу к обучению, на уроках создается непринужденная обстановка, что способствует лучшему усвоению материала.
Эффективность проектной деятельности, как формы аттестации выпускников
В ходе эксперимента письменная выпускная квалификационная работа была заменена защитой творческого проекта.
В тех группах, где защита творческого проекта использовалась как форма аттестации выпускников, процент качества знаний был выше. Наблюдения показали, что у учащихся повысился уровень самостоятельности, заинтересованности своей работой. В ходе работы над проектом учащиеся искали информацию в разных источниках, читали дополнительную литературу. Изменилось отношение не только к данной теме, но и к предмету в целом.
Педагогические заметки:
Проблемы специального образования
В ряде ПМПК не используются современные методики диагностики задержки и нарушений умственного и психического развития, нередки случаи использования устаревших методик, не дающих адекватного отражения всех аспектов психического состояния ребенка и возможностей его развития. Анализ ограничивается лиш ...
Задания, способствующие развитию речи младших школьников
В современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие все более основательно и обосновано сливаются в единый учебно-познавательный процесс. Т.Г. Рамзаева. Методика развития речи – это та область методической науки, которая в настоящее ...
История становления профориентации
Начало профориентации нередко относят к 1908 г.—к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, а п ...