Чувство ритма как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Информация о педагогике » Чувство ритма как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка. Развитие музыкальных способностей, как и формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду, - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Основным признаком музыкальности считается эмоциональная отзывчивость на музыку, т.е. способность её переживания, а также музыкальный слух и чувство ритма. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно: помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей; развивает познавательные способности; воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Воспитание музыкальной культуры дошкольников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

Воспитание и привитие художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку - вот главная задача родителей и педагогов, которая является актуальной и сегодня. Для осуществления этих целей необходимо комплексное воздействие на ребенка основных видов музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах. Таким образом, выбранную тему исследования мы считаем актуальной.

Однако проблема формирования музыкальных способностей дошкольников, заключается в том, что не все современные образовательные программы нацелены на создание ритмически организованной среды, чувство ритма как качество личности практически не рассматривается в программах, и не ставятся задачи по его развитию. Однако необходимо отметить, что практически в рамках всех программ можно осуществлять организацию по развитию чувства ритма, а на музыкальных занятиях имеется потенциальные возможности по осуществлению работы в данном направлении.

Тема работы:

Чувство ритма как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель:

определить эффективные условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

развитие у детей ритмического слуха будет наиболее эффективным при условии регулярного обучения не только на музыкальных занятиях, но и будет осуществляться воспитателем в группе.

Таким образом, объект исследования -

музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования:

чувство ритма.

Контингент:

дети старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогический аспект развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;

2. Выявить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста ритмического слуха как компонента музыкальной способности;

3. Определить педагогические условия, способствующие наиболее эффективному развитию ритмического чувства;

4. Провести исследование во время преддипломной практики;

5. Отследить и описать результат проведённого исследования.

Для изучения теории, по выбранной нами теме, была использована литература библиотек ДОУ, ОППК, районной библиотеки. Для написания работы использовались такие источники по проблеме музыкального воспитания дошкольников, как труды Н. А Ветлугиной, О.П. Радыновой, Б. М Теплова и других выдающихся педагогов, наблюдения музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста.

В работе две главы, каждая имеет два раздела. Первая глава посвящена теоретическим основам музыкальных способностей детей дошкольного возраста в ДОУ, где даётся психолого-педагогическая характеристика музыкальных способностей детей дошкольного возраста, и рассматриваются особенности ритмического чувства. Во 2 главе даётся описание эксперимента и его анализ.

Педагогические заметки:

Цели и задачи планирования производственного обучения
Планирование, как фактор эффективности современного учебного занятия, лежит в основе управления познавательной деятельностью, играет ведущую роль в достижении преподавателем поставленных целей обучения. Педагогическая наука и практика доказали, что успех обучения определяется в значительной степени ...

Изменение нормативно-правовой базы в отношении детей с ограниченными возможностями
Глубокие изменения в обществе в последнее десятилетие XX в. в России, вызванные коренной перестройкой экономики, появлением различных форм собственности, не могли не сказаться на развитии законодательной базы в отношении инвалидов, в том числе с нарушениями интеллекта. Права детей с ограниченными в ...

Теоретические основы проблемы формирования художественной культуры школьников
Формирование художественной культуры ребенка многие авторы считают одним из важнейших для формирова­ния личности школьника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: “ Функцией нравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышле ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru