Правильно организованное обучение дает детям возможность самовыражения, самообучения, самоконтроля. Обучение как внешнее воздействие и учение как его внутренняя переработка ребенком находятся в тесной, динамичной взаимосвязи. Складывающиеся интересы, художественные способности выступают как предпосылки к возникновению творчества так считал Л.А. Венгер.
Творчество как деятельность детей предоставляет новые возможности для их развития. Психология характеризует творчество так: оно должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию.
Детское творчество полностью не подходит под это определение. Но творчество, даже если оно является продуктом зрелого мастерства, имеет разную общественную ценность. Различные масштабы, уровни, результаты творчества у отдельных авторов совершенно очевидны.
А.В. Ершова в своей книге писала что, детское творчество - первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения.
Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих - новое о себе.
Все это позволяет говорить о правомерности распространения понятия творчества на деятельность ребенка, ограничив его, однако, словом «детское» и отметив условность его применения. Анализ продукции детского творчества позволил исследователям применить этот термин преимущественно к детям старшего дошкольного возраста. Но и на более ранних этапах у детей 2-5 лет возникают как результат их поисков элементы художественно-образного воплощения в рисунке, игре-драматизации, рассказе, песне.
Итак, детское художественное творчество рассматривается и в связи со зрелым искусством, и как педагогически обусловленное явление.
Однако далеко не каждую детскую продукцию, будь то песенная импровизация или рисунок, стихотворение или лепка, можно называть творчеством.
Н.А. Ветлугина наметила показатели, по которым можно судить о качестве творческих отношений, способов действий и продукции .
В первой группе показателей дается характеристика отношения детей к творчеству: их увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний. На основе этого интенсивно развиваются художественные способности.
Вторая группа показателей характеризует качество способов творческих действий детей: быстроту реакций, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.
Третья группа - показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, музыкальной игре, драматизации, в словесном и песенном творчестве, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.
В словесном творчестве дети стремятся найти слова в их выразительном сочетании, разнообразные эпитеты, рифмы, ритм прозаической речи, композицию рассказа. В лепке, рисунке, конструктивной деятельности дети ищут линейные контуры, форму, композицию, колорит. В пении - мелодические интонации, несложные мотивы, выражающие переживания детей. В игре - образные характерные движения персонажей.
Педагогические заметки:
Трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения
Роль смыслового содержания сообщения для обучения аудированю трудно переоценить. Известно, что именно получение информации является целью рецептивных видов речевой деятельности. Именно желание понять смысл заставляет слушателя мобилизовать внимание, память и всю психическую деятельность, заставляет ...
Используемые программы и методики по театрально-художественной деятельности
для развития коммуникативных качеств личности ребёнка дошкольника
После проведения диагностики в качестве коррекционной работы, направленной на развитие коммуникативных качеств личности ребёнка дошкольника в нашем исследовании была выбрана театрально- художественная деятельность. Для работы нами также были подобраны ряд программ и методик по театральной деятельно ...
Организация и теоретические обоснования изучаемого эксперимента
Базой для обучающего эксперимента было ДОУ №85 г. Екатеринбурга Цель коррекционной работы – коррекция нарушений речевых и неречевых функций. По результатам констатирующего эксперимента дети были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В экспериментальную группу вошли дети, получивш ...