Кинематика изучает „геометрию” движения - математическое описание движения без анализа причин, его вызывающих. Другими словами, без выяснения вопроса, почему рассматриваемое движение происходит именно так, а не иначе, устанавливается математическое соотношение между его различными характеристиками, такими как перемещение, пройденный путь, скорость, ускорение, время движения.
При движении тела (материальной точки) его перемещение можно рассматривать как геометрическую сумму нескольких последовательных перемещений, например,
. (2.1 1)
Соответствующий (2.1 1) многоугольник (треугольник) перемещений представлен на рис.1. Изменение скорости тела
; (2.1 2)
этому выражению соответствует треугольник скоростей (рис.2).
Если тело движется с постоянным по величине и направлению ускорением , то выражение для скорости в любой момент t времени имеет вид:
; (2.1 3)
где при t = 0. В общем случае направления векторов начальной скорости
и ускорения
могут не совпадать. Треугольник скоростей, соответствующий выражению (2.1 3), приведен на рис.3. Вектор перемещения при этом определяется следующим образом:
. (2.1 4)
Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3.
Векторные треугольники перемещений представлены на рис.4 - 6.
Рисунок 4. Рисунок 5. Рисунок 6.
Наиболее эффективно применение векторного способа, основанного на построении векторных треугольников скоростей и перемещений, в тех случаях, когда известны направления векторов ускорения и одной из скоростей (например, начальной). Это относится, в частности, к задачам о движении тепа под действием сипы тяжести.
При движении двух тел (материальных точек), зная их перемещения и
относительно некоторой системы отсчета, можно вычислить перемещение второго тепа относительно первого:
. (2.1 5)
Разность скоростей теп (относительная скорость) определяется при этом выражением:
, (2.1 6)
соответствующим закону сложения скоростей Галилея:
, (2.1 7)
где и v2 - скорости первого и второго теп в неподвижной системе отсчета ("неподвижность" системы относительна),
- скорость второго тела относительно первого. Векторные треугольник и параллелограммы скоростей, соответствующие формулам (2.1 6) и (2.1 7), представлены на рисунке 7.
Педагогические заметки:
История канадских университетов
В начале 1990-х в Канаде было 69 университетов и колледжей, которые присваивали ученую степень, в которых постоянно училось 572900 студентов. Среди наиболее крупных университетов страны можно выделить следующие: Университет Альберты (основан в 1906) и Университет в Калгари (основан в 1945) в Альбер ...
Педагогика: круг изучаемых явлений, связь с другими науками
Воспитание как общественное явление принимает конкретные формы под влиянием педагогических идей, выдвигаемых и развиваемых в ту или иную историческую эпоху, поэтому оно во многом отражает результаты деятельности педагогов и просветителей. Появление педагогики было вызвано потребностью в более эффек ...
Методы и приемы патриотического воспитания дошкольников с
отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении
Методы патриотического воспитания – это способы педагогической работы с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических качеств личности. По своей целенаправленности, отражающей особенности воздействия на сознание и поведение воспитуемых, с учетом зада ...