Содержание логопедической работы по формированию моторных функций у детей экспериментальной группы

Информация о педагогике » Активизация моторных функций как условие развития речи у детей с дизартрией и ОНР III уровня » Содержание логопедической работы по формированию моторных функций у детей экспериментальной группы

Страница 2

– самомассаж лица;

– мимическую гимнастику.

Для развития подвижности органов артикуляции – отрабатывали упражнения для тренировки нижней челюсти, губ, языка. Во время проведения гимнастики ведется борьба с саливацией, которая является результатом пареза нижней челюсти. Проводятся дополнительные упражнения для нижней челюсти, губ. Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать слюну, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения учитель-логопед напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промакивает рот и внутри рта салфеткой. Данные упражнения были выбраны потому, что они способствуют развитию подвижности органов артикуляции. Эти упражнения проводили одновременно с движениями рук в виде стишков.

Упражнения лопаточка –

выработка умения удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

кошечка

- формирование навыка подъема и опускания языка.

маляр –

выработка подвижности языка в верхнем положении.

катание шарика –

укрепление боковых мышц языка.

чашечка –

формирование умения удержания широкого языка в верхнем положении.

иголочка

формирование умения делать язык узким, напрягая его мышцы.

парус

растягивание подъязычной связки, развитие умения расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

прятки

– активизация корня языка.

качели –

выработка подвижности кончика языка.

У обследуемых дошкольников нарушения звукопроизношения полиморфны, т.к. у них страдают согласные свистящие, шипящие, йотированные, а сонорные звуки отсутствуют.

Формирование согласных фонем предусматривает: уточнение артикуляции относительно сохранных звуков, что позволяет организовать ориентацию ребенка в звуковом составе слова; коррекцию дефектных звуков; дифференциацию конкретных смешиваемых звуков.

Для формирования правильного артикуляционного уклада звука, используются следующие артикуляционные упражнения (по данным Е.С. Анищенковой ):

Работая над дыханием, делали упражнения, рекомендованные А.Н. Стрельниковой, где резкий вдох через нос (при абсолютно пассивном выдохе) усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями. Это положительно влияет на функцию нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием, упражнение «Ладошки».

– дыхательную гимнастику с различением носового и ротового выдоха, упражнение «Нос – рот».

– дыхательные упражнения, направленные на формирование длительной и сильной выдыхаемой воздушной струи.

Развитие мелкой моторики предполагает работу над координацией движений пальцев рук.

Использовали следующие виды упражнений:

– массаж и самомассаж рук

– пальчиковые игры, где пальцевые движения сопровождаются стихотворным текстом;

– разнообразная предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка на рамках, игры с грецким орехом, конструктором, пробками, перебирание круп зерен и т.д.) также способствовали развитию мелкой моторики.

Формирование правильного звукопроизношения

. Вторая часть урока строится также по структуре псевдобульбарной дизартрии, с учетом уровня общего недоразвития речи, индивидуальных и психологических особенностей, пришедшего на занятие ребенка (детей). Формируются те категории, которые недостаточно развиты у конкретного ребенка. Ведется работа по:

- коррекции звукопроизношения:

o постановка,

o автоматизация,

o дифференциация звуков;

- развитию фонематических процессов;

- формированию лексико-грамматических категорий.

Материалы для индивидуальных логопедических занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звуков разрабатывались долго и тщательно, с учетом различных лексических тем, изучаемых в течение одной календарной недели, возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей-дизартриков. Дефекты звукопроизношения, у детей идентичны и всегда несколько дошкольников находились на одинаковых этапах логопедической работы.

Каждое занятие по обучению грамоте посвящено звуку (звукам) и букве, подчинено определенной лексической теме. Более подробно представлено в приложении №3

. Применение различных игровых приемов, разнообразие дидактического материала способствуют сохранению интереса детей на протяжении всего занятия. Физические паузы тоже отражают лексическую тематику. Определенная тема и упражнения по развитию общей, мелкой, лицевой, артикуляционной моторики, дыхания, голоса, мимической мускулатуры отрабатываются в течение одной календарной недели на индивидуальных и фронтальных занятиях учителя-логопеда. Динамика усвоения нового материала детьми достаточно высокая. Знания, полученные дошкольниками на логопедических занятиях, закрепляются воспитателями и родителями. На следующей неделе изучается новая лексическая тема, и вся работа учителя-логопеда строится с ее учетом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Программа работы социального педагога по профилактике социально-психологической дезадаптации младших подростков
Анализ результатов психологической диагностики, проведенной в МОУ СОШ с. Сеченово среди дезадаптированных младших подростков 10–12 лет в количестве 18 человек, свидетельствует о том, что у некоторых ребят заметно повышен отрицательный эмоциональный фон; ярко выражены тревожности, агрессивность, зам ...

Организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла
Профессиональное образование немыслимо без соответствующей гуманитарной подготовки будущего специалиста, которая определяет его личностные качества, формирует общую культуру, ориентированную на общечеловеческие ценности. Именно культурный облик личности, ее интеллект и есть то основание, без которо ...

О возможности применения векторных многоугольников для решения физических задач
Применение векторных способов, требующих знания основ тригонометрии (в частности, теорем синусов и косинусов), для решения задач механики в непрофильном 9 классе базовой школы вряд ли эффективно в силу недостаточной математической подготовки учащихся. Эти способы рассчитаны на учащихся классов с уг ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru